Сегодня 16 августа 2018 г., четверг, 18:46USD 66.89 0.516EUR 76.05 0.8323
Общественные и социальные новости

Капкан для покупателей

18 октября 2015
hits 2221

В кризис возросло количество уловок, которые магазины применяют для того, чтобы заставить покупателя переплатить. Как заметить подвох и что делать, если вы уже переплатили? Корреспондент «МН» отправился в рейд по самым популярным супермаркетам столицы.

ИСТИНА ВСПЛЫВЕТ НА КАССЕ

Сетевой магазин экономкласса прямо возле дома. Беру баночку красной икры из холодильника. На ценнике - 219 рублей. Однако на кассе уже другая - 380 рублей.

- Как же так? - пытаюсь требовать объяснений у администратора.

В ответ женщина извлекает из недр холодильника баночку... поменьше:

- Вот что стоит 219, а то, что вы взяли, конечно, дороже!

Очередь к кассе начинает роптать. Поэтому я смиренно оплачиваю дорогую баночку...

Второй «эконом» буквально в двух шагах от первого. Тут нахожу полку с литровым соком, продающимся за 22 рубля. Вот везение! Но, наученная горьким опытом, внимательно присматриваюсь к упаковке: где подвох? На него мне «простодушно» укажут на кассе.

- Внимательнее читать ценники надо, - качает головой недовольная кассирша. - 22 рубля стоит этот сок объемом 200 граммов, а вы литр взяли! С вас 88 рублей!

Кто же будет читать мелкий шрифт на ценнике, когда название сока то же самое и вид тот же, а ценник на полке всего один?

Третий магазин - через улицу. И там очередная акция: два батона колбасы по цене одного! За оба - 250 рублей. Отлично! Однако в чеке опять совершенно другая картина - полная стоимость двух батонов. Спасибо, что дежурная по залу не хамит.

- Понимаете, эта акция была вчера, рекламу убрать не успели, а по кассе она уже не проходит.

Напоследок мой путь лежит в крупный гипермаркет, где товары в розницу продаются едва ли не по оптовым ценам. И старательно покупаю продукты с отметкой о скидке. Сыр - вместо 400 рублей за 300, рыбу - вместо 300 рублей за 200 и большую баночку творога за 150 рублей вместо 250. Однако продукты, которые я так тщательно выбирала, в чеке прошли по полной стоимости!

- Да почему же? - теряю я всякое терпение.

- Если бы вы внимательно читали правила нашего магазина, - просветили меня сотрудники, - то знали бы, что все акции и скидки касаются только держателей клубных карт. У вас же такой нет?

Итак, подсчитываю убытки. В итоге я потратила 1918 рублей вместо 1141 рубля. То есть 777 рублей - это моя плата за «невнимательность и неконфликтность».

В СЕТЯХ МАРКЕТИНГА

- Сегодня потребителю надо быть готовым к тому, что поход в магазин - это не отдых, как многие привыкли его воспринимать, а труд или бой, если хотите, - говорит психолог Алла Свиридова. - Потому что в основе агрессивного маркетинга лежит четкая цель - заставить вас почувствовать себя виноватым, нерадивым, неполноценным. И купить что-то «в качестве извинения». Для этого, насколько я знаю, в коллективах сетевых магазинов даже проводят специальные тренинги, в ходе которых продавцов, кассиров и охранников учат давить на ваши «кнопки».

В основе этой тактики лежит теория, носящая название «слоанизм» - по имени Альфреда Пи Слоана, президента знаменитой автокомпании «Дженерал Моторс». В 20-е годы прошлого века он вывел формулу, из которой и вышли почти все маркетинговые уловки. Она называется «стратегия поверхностного улучшения». В свое время Слоан догадался ежегодно немного улучшать дизайн новых моделей, дабы, по его выражению, «создать спрос на новую модель, породив определенную степень неудовлетворения старой».

Три принципа, которые гарантируют успешные продажи:

  1. Избыточное потребление. «Если ты такой крутой, почему ездишь на такой развалюхе?»
  2. Клубность. «Присоединяйся к миру респектабельных людей - купи брендовую вещь!»
  3. Фрустрация бедноты. «Ты никогда не найдешь мужа, пока не купишь очки за 500 долларов». 

УЛОВКИ ПРОДАВЦОВ

«НАЖИВКА И ПОДМЕНА»

С этой ситуацией мы сталкивались многократно. Курильщик хочет купить бюджетную пачку сигарет. Однако продавец, порывшись за прилавком, говорит, что такие закончились, но есть на 30 рублей дороже. Человек хочет курить - это раз; он отстоял очередь - это два; задерживает стоящих сзади покупателей и испытывает чувство вины - это три; наконец, ему неудобно перед продавщицей, которая ради него рылась за прилавком - зря, что ли? И вот, поддавшись всем этим чувствам, покупатель берет то, что дороже. На самом деле работник магазина не проявила внимание, а исполнила трюк. Ровно то же самое может случиться и в более дорогих магазинах: одежды, бытовой техники, автомобилей. А секрет в том, чтобы заманить вас привлекательным товаром, а потом, манипулируя вашими чувствами, продать более дорогой.

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

Уловка получила название за заложенную внутрь схему: покупая вещь, вы не подозреваете, что вместе с ней покупаете угрозу неизбежной дополнительной траты. Так чаще всего поступают продавцы мобильных телефонов, за более дешевую модель впаривая нереально дорогой тариф или сервисное обслуживание. Само собой, сюда же относятся и «супервыгодные» банковские кредиты, дополнительные кабальные условия по которым обычно написаны в договоре там, куда заемщик почти не заглядывает.

«ФРИМИУМ»

Термин образовался от английского слова «свобода» и означает ловушку, в которую вы наверняка попадали. Вас угощали в магазине колбасой? А на рынке кусочком персика? А из арбуза на рынке треугольничек вырезали? И что, вы такая неблагодарная особь, что после этого ничего не купили?!

Предлагая вам побрызгаться духами, померить платье, попробовать колбасу, вас опять же, как на крючок, ловят на чувство вины - ради вас же так старались! Вы что, халявщик? Так цель «сделать вас обязанным» оказывается достигнутой, а товар реализованным.

ОТВЕТНЫЙ ХОД

Нет, не зря после своего «рабочего рейда» по магазинам, в ходе которого потратила половину гонорара, я почувствовала себя «очень плохой девочкой». И 777 рублей заплатила именно за этот урок.

- Выход тут один, - считает психолог Алла Свиридова. - Отслеживайте ситуации, когда вас пытаются сделать виноватым. Ведь зачастую это сигнал о том, что вас хотят обмануть. Чтобы не переплачивать, отказывайтесь от покупки. Сохраните и деньги, и собственное достоинство. Если темперамент вам позволяет, то, заметив, что вами манипулируют (и имея на руках такое доказательство, как несоответствие цены на прилавке и в чеке), вы вполне можете повернуть ситуацию вспять. И тогда не вы, а магазин окажется виноватым и будет вынужден вернуть вам разницу. Ведь правда на вашей стороне!

Материал подготовила Марина Алексеева

Фото REX/FOTODOM, FOTOLIA.COM

  • МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

- Массовая продажа товаров по акции - это, конечно, признак кризиса в нашей стране. Для некоторых компаний акции составляют сегодня 50% продаж. Потому что очень многие потребители сегодня идут в магазин и покупают только то, что выставлено по сниженной цене. Но накладки, конечно, возникают. И выход в этом случае - внимательно следить за ценником и за чеком. И если вы видите несоответствие, если цена больше в чеке, чем на ценнике, вы можете требовать пересчета и возврата средств. Деньги в таком случае вернуть вам обязаны. Если же пересчитывать они отказываются, то фотографируйте ценник и подавайте жалобу в Роспотребнадзор. Проверка выйдет магазину дороже.

 

 

Просмотров: 2221
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (7)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Солдаты ВСУ переходят на сторону ополченцев ДНР
Растет ожесточение украинских карателей.
10 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Под Ростовом обнаружено захоронение на тысячу лет старше, чем египетские пирамиды
В Ростовской области было обнаружено захоронение, отнесённое археологами к IV тысячелетию до нашей эры. Оно на тысячу лет старше, чем знаменитые египетские пирамиды.
9 августа 2018
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Дмитрий Медведев назвал пенсионную реформу «горьким лекарством»
Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу побывал в Кроноцком заповеднике, где встретился с его работниками. В рамках встречи глава правительства в частности высказал своё мнение о повышении пенсионного возраста, сравнив реформу с горьким лекарством, которое обязательно нужно выпить.
10 августа 2018
Учёные: свет от экранов гаджетов приводит к слепоте
Американские учёные выявили опасность синего света, исходящего от экранов мониторов, гаджетов и смартфонов. Он способен менять структуру важнейших молекул сетчатки глаза, что приводит к слепоте.
11 августа 2018
Загрузка...