Сегодня 24 апреля 2018 г., вторник, 03:58USD 61.76 +0.4433EUR 75.79 +0.1392
Общественные и социальные новости

Капкан для покупателей

18 октября 2015
hits 2097

В кризис возросло количество уловок, которые магазины применяют для того, чтобы заставить покупателя переплатить. Как заметить подвох и что делать, если вы уже переплатили? Корреспондент «МН» отправился в рейд по самым популярным супермаркетам столицы.

ИСТИНА ВСПЛЫВЕТ НА КАССЕ

Сетевой магазин экономкласса прямо возле дома. Беру баночку красной икры из холодильника. На ценнике - 219 рублей. Однако на кассе уже другая - 380 рублей.

- Как же так? - пытаюсь требовать объяснений у администратора.

В ответ женщина извлекает из недр холодильника баночку... поменьше:

- Вот что стоит 219, а то, что вы взяли, конечно, дороже!

Очередь к кассе начинает роптать. Поэтому я смиренно оплачиваю дорогую баночку...

Второй «эконом» буквально в двух шагах от первого. Тут нахожу полку с литровым соком, продающимся за 22 рубля. Вот везение! Но, наученная горьким опытом, внимательно присматриваюсь к упаковке: где подвох? На него мне «простодушно» укажут на кассе.

- Внимательнее читать ценники надо, - качает головой недовольная кассирша. - 22 рубля стоит этот сок объемом 200 граммов, а вы литр взяли! С вас 88 рублей!

Кто же будет читать мелкий шрифт на ценнике, когда название сока то же самое и вид тот же, а ценник на полке всего один?

Третий магазин - через улицу. И там очередная акция: два батона колбасы по цене одного! За оба - 250 рублей. Отлично! Однако в чеке опять совершенно другая картина - полная стоимость двух батонов. Спасибо, что дежурная по залу не хамит.

- Понимаете, эта акция была вчера, рекламу убрать не успели, а по кассе она уже не проходит.

Напоследок мой путь лежит в крупный гипермаркет, где товары в розницу продаются едва ли не по оптовым ценам. И старательно покупаю продукты с отметкой о скидке. Сыр - вместо 400 рублей за 300, рыбу - вместо 300 рублей за 200 и большую баночку творога за 150 рублей вместо 250. Однако продукты, которые я так тщательно выбирала, в чеке прошли по полной стоимости!

- Да почему же? - теряю я всякое терпение.

- Если бы вы внимательно читали правила нашего магазина, - просветили меня сотрудники, - то знали бы, что все акции и скидки касаются только держателей клубных карт. У вас же такой нет?

Итак, подсчитываю убытки. В итоге я потратила 1918 рублей вместо 1141 рубля. То есть 777 рублей - это моя плата за «невнимательность и неконфликтность».

В СЕТЯХ МАРКЕТИНГА

- Сегодня потребителю надо быть готовым к тому, что поход в магазин - это не отдых, как многие привыкли его воспринимать, а труд или бой, если хотите, - говорит психолог Алла Свиридова. - Потому что в основе агрессивного маркетинга лежит четкая цель - заставить вас почувствовать себя виноватым, нерадивым, неполноценным. И купить что-то «в качестве извинения». Для этого, насколько я знаю, в коллективах сетевых магазинов даже проводят специальные тренинги, в ходе которых продавцов, кассиров и охранников учат давить на ваши «кнопки».

В основе этой тактики лежит теория, носящая название «слоанизм» - по имени Альфреда Пи Слоана, президента знаменитой автокомпании «Дженерал Моторс». В 20-е годы прошлого века он вывел формулу, из которой и вышли почти все маркетинговые уловки. Она называется «стратегия поверхностного улучшения». В свое время Слоан догадался ежегодно немного улучшать дизайн новых моделей, дабы, по его выражению, «создать спрос на новую модель, породив определенную степень неудовлетворения старой».

Три принципа, которые гарантируют успешные продажи:

  1. Избыточное потребление. «Если ты такой крутой, почему ездишь на такой развалюхе?»
  2. Клубность. «Присоединяйся к миру респектабельных людей - купи брендовую вещь!»
  3. Фрустрация бедноты. «Ты никогда не найдешь мужа, пока не купишь очки за 500 долларов». 

УЛОВКИ ПРОДАВЦОВ

«НАЖИВКА И ПОДМЕНА»

С этой ситуацией мы сталкивались многократно. Курильщик хочет купить бюджетную пачку сигарет. Однако продавец, порывшись за прилавком, говорит, что такие закончились, но есть на 30 рублей дороже. Человек хочет курить - это раз; он отстоял очередь - это два; задерживает стоящих сзади покупателей и испытывает чувство вины - это три; наконец, ему неудобно перед продавщицей, которая ради него рылась за прилавком - зря, что ли? И вот, поддавшись всем этим чувствам, покупатель берет то, что дороже. На самом деле работник магазина не проявила внимание, а исполнила трюк. Ровно то же самое может случиться и в более дорогих магазинах: одежды, бытовой техники, автомобилей. А секрет в том, чтобы заманить вас привлекательным товаром, а потом, манипулируя вашими чувствами, продать более дорогой.

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

Уловка получила название за заложенную внутрь схему: покупая вещь, вы не подозреваете, что вместе с ней покупаете угрозу неизбежной дополнительной траты. Так чаще всего поступают продавцы мобильных телефонов, за более дешевую модель впаривая нереально дорогой тариф или сервисное обслуживание. Само собой, сюда же относятся и «супервыгодные» банковские кредиты, дополнительные кабальные условия по которым обычно написаны в договоре там, куда заемщик почти не заглядывает.

«ФРИМИУМ»

Термин образовался от английского слова «свобода» и означает ловушку, в которую вы наверняка попадали. Вас угощали в магазине колбасой? А на рынке кусочком персика? А из арбуза на рынке треугольничек вырезали? И что, вы такая неблагодарная особь, что после этого ничего не купили?!

Предлагая вам побрызгаться духами, померить платье, попробовать колбасу, вас опять же, как на крючок, ловят на чувство вины - ради вас же так старались! Вы что, халявщик? Так цель «сделать вас обязанным» оказывается достигнутой, а товар реализованным.

ОТВЕТНЫЙ ХОД

Нет, не зря после своего «рабочего рейда» по магазинам, в ходе которого потратила половину гонорара, я почувствовала себя «очень плохой девочкой». И 777 рублей заплатила именно за этот урок.

- Выход тут один, - считает психолог Алла Свиридова. - Отслеживайте ситуации, когда вас пытаются сделать виноватым. Ведь зачастую это сигнал о том, что вас хотят обмануть. Чтобы не переплачивать, отказывайтесь от покупки. Сохраните и деньги, и собственное достоинство. Если темперамент вам позволяет, то, заметив, что вами манипулируют (и имея на руках такое доказательство, как несоответствие цены на прилавке и в чеке), вы вполне можете повернуть ситуацию вспять. И тогда не вы, а магазин окажется виноватым и будет вынужден вернуть вам разницу. Ведь правда на вашей стороне!

Материал подготовила Марина Алексеева

Фото REX/FOTODOM, FOTOLIA.COM

  • МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

- Массовая продажа товаров по акции - это, конечно, признак кризиса в нашей стране. Для некоторых компаний акции составляют сегодня 50% продаж. Потому что очень многие потребители сегодня идут в магазин и покупают только то, что выставлено по сниженной цене. Но накладки, конечно, возникают. И выход в этом случае - внимательно следить за ценником и за чеком. И если вы видите несоответствие, если цена больше в чеке, чем на ценнике, вы можете требовать пересчета и возврата средств. Деньги в таком случае вернуть вам обязаны. Если же пересчитывать они отказываются, то фотографируйте ценник и подавайте жалобу в Роспотребнадзор. Проверка выйдет магазину дороже.

 

 

Просмотров: 2097
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (7)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Ученые рассказали, как избежать преждевременной смерти после инфаркта
Шведские кардиологи рассказали, как избежать преждевременной смерти после инфаркта.
20 апреля 2018
Клещи принесли в Россию смертельный вирус
Российские ученые обнаружили новую разновидность клещевого энцефалита.
20 апреля 2018
Футбольная ассоциация Англии присоединится к бойкоту ЧМ-2018 в России
Футбольная ассоциация Англии (FA) планирует присоединиться к бойкоту чемпионата мира по футболы, который пройдет в России этим летом. Об этом стало известно изданию Daily Mail .
20 апреля 2018
Туристы рассказали, где в мире варят самое вкусное пиво
Российские туристы рассказали, в каких странах мира производят самое лучшее пиво. Соответствующий опрос провел портал Skyscanner.
17 апреля 2018
Стало известно, в каких регионах России хуже всего с работой
Минтруд опубликовал проект о ситуации на отечественном рынке трудоустройства. В соответствии с ним проблемы с работой наблюдаются в 20 регионах России.
21 апреля 2018
Открытие датских археологов может изменить историю
Археологи нашли в центре Копенгагена древний церковный погост, возраст которого на целые сто лет больше возраста столицы Дании.
22 апреля 2018
Загрузка...