Общественные и социальные новости
4689 | 0

И на газетах можно заработать

И на газетах можно заработать
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С улиц большинства российских городов исчезают газетные киоски - об этом давно уже говорят не только профессионалы медийной отрасли, но и сами читатели.

Одним из немногих регионов, где павильонов с печатной продукцией с годами становится все больше, оказалась Липецкая область. Чем уникален опыт липчан и почему именно здесь сотни покупателей каждое утро отправляются покупать газеты и журналы?

Для того чтобы найти бело-синие киоски с надписью «Роспечать», даже приезжему человеку понадобится от силы несколько минут. Кажется, они установлены на каждом перекрестке Липецка, встречают покупателей у всех торговых центров и провожают пассажиров на автобусных остановках. Похоже, что липчане пользуются услугами «Роспечати» так же часто, как продовольственными лавками, поэтому ставший традиционным в профессиональных кругах разговор о грядущей гибели газетных киосков как отдельной отрасли в этом городе вряд ли уместен.

Генеральный директор липецкой «Роспечати» Валентина Полуказакова тоже не понимает нашего пессимизма. Она признает, что распространение прессы переживает сейчас не лучшее время, но, если честно, было и хуже. Сегодня самые успешные киоски дают товарооборот в 550 тысяч рублей в месяц. «Это мало, раньше и по 680 тысяч давали, но в последнее время продажи уменьшились», - говорит руководитель «Роспечати».

Зарплата киоскера может достигать 24 тысяч рублей в месяц, и по липецким меркам это так много, что желающих продавать прессу приходится отбирать по конкурсу. Вот только недавно несколько женщин не прошли отбор у психолога - кажется, что-то там не в порядке с коммуникабельностью. А в «Роспечати» киоскер просто обязан общаться с людьми, потому что он не просто продает газеты и журналы, но и собирает информацию о запросах покупателей, принимает заявки на книги, формирует индивидуальные заказы для тех, кто хочет купить прессу не сразу, а через несколько дней после поступления в продажу.

Вот уже много лет липецкая «Роспечать» считается одной из самых успешных сетей в своем сегменте. Одних только налогов в государственный бюджет она платит 91 миллион рублей в год. Между тем сами распространители сегодня признают, что без поддержки городских и областных властей развитие «Роспечати» было бы невозможно. Как происходит это взаимодействие и что может сделать власть для продвижения такого важного для любого города дела?

КОГДА ГОСДАРСТВО НЕ ВРАГ, А ДРУГ

Сегодня липецкие распространители получили полный карт-бланш - они занимаются своим делом и власть как минимум им не мешает. Более того, помогает. Здесь установлена самая маленькая в стране арендная плата за землю. Она составляет 12 рублей за квадратный метр в самом городе и 8 рублей в сельской местности. Любой специалист скажет, что это почти бесплатно. Руководители сети сами предлагают, где ставить свои киоски, - невиданная роскошь для бизнесменов большинства крупных городов страны. Когда мы спрашиваем, может ли администрация по собственной прихоти убрать киоск с привычного и насиженного места, Валентина Полуказакова даже удивляется. Почему такой вопрос? Это практически нереально!

Девяностые годы были катастрофичными для всей отрасли распространения, но «Роспечать» вышла из кризиса не только без потерь, но даже с прибылью. «Тогда у нас всего 101 киоск был, а сейчас уже 176», - говорит генеральный директор. Наверное, с тех пор у нее осталось правило все доходы отдавать на развитие бизнеса. Деревянные ларьки поменяли на металлические. Макет разрабатывали сами. Опросили своих продавцов: что сделать, чтобы работать было удобнее? В итоге получились маленькие десятиметровые киоски, в которых, впрочем, помещается даже кладовка. В самых многолюдных районах стоят огромные двадцатиметровые павильоны. Конечно, они дороговаты - 420 тысяч рублей за штуку, но траты себя оправдывают. Места здесь столько, что можно хоть танцевать, а огромные витрины вмещают иногда до 900 видов товаров. Газеты и журналы в торговые точки фирменные фургоны привозят два раза в день. Первая доставка в 5 утра, как и было заведено еще в советские времена. «Эти газеты к чаю», - любят говорить липчане.

В конце прошлого года «Роспечать» открыла единственный в стране 37-метровый мультимедийный павильон, в котором продают не только прессу и канцелярию, но и книги. Когда-то здесь стоял газетный ларек. Теперь к киоску пристроили дополнительное просторное помещение. В уютном торговом зале можно заказать книги по электронной почте, воспользоваться беспроводным интернетом, ксероксом и даже выпить кофе. Макет и дизайн липецкие распространители продумали сами.

Валентина Полуказакова сейчас признается, что до последнего сомневалась в рентабельности этого заведения, уж слишком необычно выглядела столь новаторская затея. Кто бы мог тогда подумать, что павильон станет давать около 10 процентов прибыли! Цифры говорят сами за себя: за три месяца он принес доход 502 тысячи рублей, в то время как содержание торговой точки и зарплата киоскеров обошлись всего в 442 тысячи. За 100 дней одних только книг здесь было продано на 250 тысяч рублей. Строительство и установка всего комплекса обошлись в 1 миллион 500 тысяч рублей, и липчане искренне удивляются, когда узнают, что в столице строительство крошечного шестиметрового газетного ларька под названием «чугунка», наполовину сделанного из пластика, стоит 1 млн 800 тыс. рублей.


После нашумевшего сноса самостроя в Москве осталось множество свободных площадей. Так почему бы не установить на этих многолюдных улицах современные и практичные торговые точки с газетами и книгами на витринах?

В липецкой «Роспечати» уверены, что газетные киоски должны выполнять строго предназначенную им функцию, поэтому печенье и бутерброды, а также табак здесь не продают. Почти 65 процентов товара, выложенного на полках мультимедийного павильона, составляет печать, 10 процентов - книги, остальное - канцелярия и другие сопутствующие мелочи.

Между тем специалисты утверждают, что экономическая выгода далеко не самое главное в этой инициативе. Речь идет о том, что рынок распространения прессы меняет свой облик. Более того, липецкий эксперимент - яркий показатель того, что взаимодействие бизнеса и местных властей может принести хорошие плоды.

«Рынок выходит на совершенно новый уровень. Это уже не просто торговая точка, а небольшой культурный центр, где можно выпить кофе, поговорить с друзьями, купить нужную книгу. Это идеальное сочетание рыночных механизмов и поддержки государства», - говорит начальник отдела печати департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи России Дмитрий Буневич.

С ним согласен председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Он не сомневается, что речь идет о принципиально новой форме работы. «Здесь реализовались интересы медиаотрасли и областного руководства. Мы видим, как власть демонстрирует государственный подход, чувствует, что нужно делать для страны, народа и для развития нашей отрасли», - говорит Оськин. На сегодняшний день администрация Севастополя заявила о желании повторить эксперимент липчан. Московские власти региональный опыт пока игнорируют, но многие эксперты считают, что мультимедийные павильоны оказались бы к месту и здесь. После нашумевшего сноса самостроя в городе осталось множество свободных площадей. Так почему бы не установить на этих многолюдных улицах современные и практичные торговые точки с газетами и книгами на витринах?

ГАЗЕТЫ ДЛЯ ДЕРЕВНИ

В кабинете Валентины Полуказаковой установлен прямой телефон с администрацией, но руководитель «Роспечати» рассказывает, что пользуется им нечасто. Жаловаться она не любит и говорит, что пока справляется собственными силами. Но помощь все-таки нужна.

Доставка печати в сельские районы оказалась неподъемной задачей для многих регионов. Решать ее надо - о том, что деревня не должна выпадать из информационного пространства, много раз говорил президент страны. Но как это сделать? За последние годы «Роспечать» поставила в райцентрах 77 павильонов. Прибыль они чаще всего не приносят, поэтому расходы покрываются за счет городских продаж. В прошлом году распространители получили от администрации 3 миллиона рублей на развитие сельской торговой сети. Это немного для бюджета, но очень ощутимо для киоскеров.

«Нам говорили, что мы ерундой занимаемся, там у людей порой нет денег и на хлеб. Какая еще печать! А оказалось, что люди в районах идут к нашим киоскам. Просят в первую очередь книги и больше всего литературу для детей», - делится впечатлениями начальник производственно-коммерческой службы «Роспечати» Ольга Щеглова.

Начальник Управления по делам печати, связи и телерадиовещания Наталья Демь­янова заявила недавно о новых инициативах липецкой администрации. Они нацелены на государственную поддержку организаций, которые займутся распространением прессы в неприбыльных сельских районах. Возможно, теперь медиасообщество сможет опереться на власть и, в свою очередь, отплатить государству большими налогами.

Наталья Пуртова.

Фото Lipetskmedia.ru,

архив «Роспечати».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.