Уникальное изображение обнаружено в храме апостолов Петра и Павла в сербском местечке Рсовцы. Оно вновь подстегнуло интерес к одной любопытной гипотезе.
Согласно информации, опубликованной сербским интернет-изданием http://www.novosti.rs, на северной стене храма в ходе реставрационных работ было обнаружено необычное изображение. Ученые предполагают, что на фреске - Иисус Христос. Спаситель предстает абсолютно безволосым, да еще и облаченным в странные одежды. Фреска, видимо, была написана не местным, а пришлым церковным художником во второй половине XIII столетия. Около 10 лет тому назад храм был заброшен, но позже восстановлен силами церковных властей, а также местными жителями. Деревушка Рсовцы расположена в 22 км от города Пирот, в регионе, носящем название Верхний Высокий. Больше всего Иисус на фреске из Рсовец похож на буддийского монаха, которые на протяжении 2600 лет носят примерно такие же одежды и бреют головы. Интересно и то, что образ Спасителя обрамляет мандорла (от итальянского mandorla - «миндалина»). Нимб овальной формы был принят в христианском и буддийском искусстве. В нем изображались Будда, Христос или Богоматерь. Есть предположение, что христианский мир перенял этот образ именно у буддистов. Древнейшие изображения мандорлы в христианских базиликах относятся к V веку, временам Византии (Восточной Римской империи). На территории Сербии, некогда входившей в состав Византии, эта традиция могла сохраняться еще довольно долго.
ТАЙНЫ ДРЕВНИХ СВИТКОВ
Зачем же средневековому иконописцу понадобилось изображать Иисуса Христа в облике буддийского монаха? Возможно, он опирался на древнюю традицию, утверждающую, что в жизни Христа был индийский период, что он изучал буддизм и воспринял многие его постулаты.
В 1910 г. в Санкт-Петербурге вышла книга «Неизвестная жизнь Иисуса Христа (тибетское сказание). Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Это был перевод с французского издания, увидевшего свет в 1884 г. в Париже. Автором книги являлся некий Александр Нотович, который писал, будто в библиотеке Хемиса, одного из буддийских монастырей, лама поведал ему, что, когда до Индии дошли рассказы о смерти Иисуса Христа, тамошние летописцы припомнили, будто Исса, как они называли Иисуса, жил среди них, а потом вернулся на родину. По словам ламы, в библиотеках тибетских монастырей сохранились свитки, рассказывающие об индийском периоде жизни Иисуса. Нотович не был ученым, не знал ни санскрита, ни тибетского языка, все записывал со слов толмача. Его книгу ни один ученый не сочтет достоверным свидетельством. Между тем в ней ни много ни мало излагается история продолжительного периода жизни Иисуса: «Когда Исса достиг тринадцати лет<...> он тайно оставил родительский дом, ушел из Иерусалима и вместе с купцами направился к Инду, чтобы усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды». В книге приводится описание жизни Иисуса в Индии, этой «благословенной Богом стране». Он путешествовал по Северной Индии, и «белые жрецы Брамы» учили его читать и понимать веды, исцелять молитвами и совершать чудеса. По словам Нотовича, Исса был искусным проповедником, его слова «распространялись между язычниками в странах, которые он проходил, и жители покидали своих идолов<...>. Соседние страны наполнялись слухами о проповедях Иссы, и когда он пришел в Персию, жрецы испугались и запретили жителям его слушать». В последних частях книги рассказывается о жизни и смерти Иисуса в Израиле.
ИНДИЙСКАЯ ВЕРСИЯ
Нотович был не единственным, кто писал на эту волнующую тему. О кашмирских легендах об основателе христианского учения в книге «Алтай - Гималаи» упоминал выдающийся художник и мыслитель Николай Рерих, побывавший в Тибете. В конце XX века индийский историк и археолог Фида Хассанаин написал книгу «Пятое Евангелие». Как известно, четыре канонизированных Евангелия ничего не сообщают о жизни Иисуса Христа в возрасте от 14 до 29 лет, и индийский ученый взял на себя задачу восполнить пробел. Фида Хассанаин приводит сведения не только о пребывании Иисуса Христа в Индии в юном возрасте, но говорит и о его смерти в Кашмире, где его тело якобы было погребено. Все эти сведения он собрал, как уверяет индийский профессор, в самых разных источниках, включая древние рукописи, в достоверности которых не сомневается.
Тем не менее неоспоримых доказательств того, был ли Иисус в Индии или нет, не существует (либо они пока не найдены или не обнародованы), однако черты сходства между двумя мировыми религиозными учениями - христианством и буддизмом - можно считать косвенным подтверждением того, что индийский период в жизни Иисуса Христа вполне мог иметь место.
Ведущий рубрики Николай Иванов