Город
5042 | 0

Спасут ли москвичей синие маршрутки?

Спасут ли москвичей синие маршрутки?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С 15 августа все старые коммерческие маршрутки стали, по сути дела, нелегальными. Их должны заменить синие микроавтобусы, чьи владельцы заключили контракт с правительством Москвы. Первые отклики пассажиров: такое безобразие было только в 90-е!

На днях остановка общественного транспорта у станции метро «Речной вокзал» была похожа на растревоженный муравейник. Сотни людей бегали по перрону, пытаясь найти то место, откуда уходят новые маршрутные автобусы. Синих микроавтобусов, которые, по логике столичного правительства, должны были заменить старые маршрутки, не было и в помине. Рейсовые автобусы никуда не спешили, а когда подходили к остановке, в их салоны пытались прорваться десятки и десятки людей.

ТАКСИ В СКЛАДЧИНУ

Чуть в стороне кто-то искал попутчиков для того, чтобы в складчину вызвать такси в Куркино. Ждать синий транспорт в их случаях было бессмысленно - «законные» микроавтобусы ездили теперь по обновленному маршруту, который сильно отличался от того, что годами использовал старый перевозчик. И если раньше «джихад-такси» подвозило людей практически к дому, то теперь надо было добираться с пересадкой. Такси на четверых было дороже, но удобнее.

«В понедельник утром, как обычно, ехала на работу. Вышла на остановку, чтобы сесть в маршрутку, и увидела толпу пассажиров. Люди сказали, что маршрутка 67м теперь отменена, как теперь добираться на Ленинский проспект, непонятно. Автобус из нашего района ходит туда раз в 30 минут. Приезжает битком набитый. Войти в салон невозможно», - рассказывает москвичка Галина Шумакова.

Правда, она вспомнила, что объявление об отмене рейса появилось за несколько дней до рокового понедельника. Но информационный стенд установили где-то в десятке метров от остановки, и на него вечно торопящиеся москвичи просто не обратили внимания. Именно недостаточное информирование горожан стало главной претензией пассажиров.

«Мир новостей» не раз писал о том, как должен измениться общественный транспорт города после того, как завершится реформа. Предполагалось, что три десятка никому не подчиняющихся компаний-перевозчиков, чьи полуразрушенные микроавтобусы носились по улицам Москвы, заменят солидные фирмы, прошедшие конкурсный отбор и заключившие договоры с департаментом транспорта. У них будут современные машины, пользоваться которыми можно по проездным билетам и социальным картам. Там установят кондиционеры и удобные сиденья. Сделают подъемники для инвалидов. Продумают самые практичные и доступные маршруты.

В конце 2013 года было объявлено, что сразу после новогодних праздников москвичи больше не увидят на улицах старых разбитых микроавтобусов. Но замену «диких» маршруток новыми перенесли на весну 2015 года, потом на осень, а затем о реформе просто забыли. И вдруг она началась! Как выясняется, без должного оповещения.

АВТОБУСЫ - РАЗ В ПОЛЧАСА

Сейчас уже известно, что в столице исчезнут сразу 67 автобусных маршрутов. Им на смену должны прийти полугосударственные синие микроавтобусы. Москвичи и раньше жаловались, что в некоторых малолюдных районах города автобусы ходят один раз в 30-40 минут. Огромный «ЛиАЗ» с гармошкой забирает немногочисленных пассажиров и опять надолго исчезает. Не лучше ли пустить здесь маленькие маршрутки, которые станут подбирать людей хотя бы раз в 10 минут?

На практике пассажиры потеряли и привычные автобусы, и коммерческие маршрутки, а новые синие микроавтобусы заменить их, похоже, пока не смогли. Эксперты в один голос говорят, что перевозчики с самого начала были поставлены в сложные условия. Начать работу они должны через шесть месяцев после заключения гос-контракта, а это практически невозможно. За полгода им надо закупить новые машины, пройти техпроверку, нанять водителей и пройти множество бюрократических процедур.

1000 НЕЗАКОННЫХ МИКРОАВТОБУСОВ

Между тем москвичи заметили, что ставшие в один день незаконными старые микроавтобусы продолжают колесить по улицам города. Уже сейчас проходит тяжба межу теми перевозчиками, что отказались работать по новым правилам, и правительством. Ни по одному из исков пока решение не вынесено, а это значит, что власти смогут штрафовать те фирмы, чьи микроавтобусы продолжают работу. Бизнесмены, в свою очередь, воспользуются правом оспорить штрафные санкции. Противостояние в суде, вероятно, затянется на много месяцев, а это значит, что не все «дикие» маршрутки исчезнут.

Еще около 100 маршрутов обслуживаются перевозчиками фактически нелегально. Но эксперты сомневаются, что работа этих «тихушников» продлится долго. Скорее всего, после перераспределения пассажиропотока деятельность таких фирм станет нерентабельной. По данным портала «Транспорт в России», сегодня не менее 1000 незаконных микроавтобусов на 100 маршрутах продолжат свою активную работу. Московские власти пока не пытаются окончательно добивать «джихад-такси». Дать время «бунтарям» - единственный способ не превратить жизнь пассажиров в сплошной кошмар.

Наталья Пуртова

Фото MOS.RU

КОМУ ВЫГОДНО?

«Средний тариф в маршрутных такси по городу составлял 35 рублей, использование городских билетов позволяет пассажирам экономить на оплате проезда в среднем до 30% от его годовой стоимости», - рассказала пресс-секретарь ГКУ «Организатор перевозок» Евгения Вдовиченко. К тому же в новых автобусах можно пользоваться социальными картами. Можно купить проездной на наземный транспорт, это обойдется в 1000 рублей за 60 поездок. Тогда средняя стоимость одной поездки вообще составит около 17 рублей.

Но если пассажир редко пользуется маршрутками, то ему придется приобрести билет на 1 или 2 поездки за 50 и 100 рублей. Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что стоимость билета «Единый» на 1 или 2 поездки необоснованно завышена городом. «Я понимаю, - говорит он, - что те, кто ездит часто, могут купить «Тройку» и экономить на проезде, но 50 рублей - это слишком много для одноразового проезда. Это касается не только маршруток, но и всего общественного транспорта. Возникает ощущение, будто с реформой наземного транспорта произошло и скрытое повышение цен на проезд, ведь процент тех, кто продолжит покупать разовые билеты, большой».

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.