Сегодня 18 октября 2018 г., четверг, 07:04USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Под Африкой бушует море магмы

2 октября 2013

Пузырь магмы находится на стыке тектонических плит (обозначены пунктиром)

Геофизики из Университета Эдинбурга обнаружили в Эфиопии загадку природы, чреватую для человечества непредсказуемыми последствиями.

В тех местах, где Эфиопию пересекает гигантский разлом земной коры Афар, каменистые пейзажи изрезаны глубокими трещинами. Ученые долгое время считали, что это свидетельство начала раскола африканского континента, что приведет к образованию нового океанского бассейна. Эти образования в Афаре очень похожи на океанское дно, где сходятся части земной коры с клокочущими подводными вулканами. Однако данные изучения глубин Афара заставляют поставить под сомнение теорию разлома Африки. На деле там наблюдается нечто еще более грандиозное, чем контуры будущего морского дна. Исследователи наткнулись на 500 куб. км раскаленной магмы. Пузырь, наполненный магмой, сформировался как раз под разломом Афар.

По словам геофизиков, это открытие является настоящей головоломкой. «Мы не ожидали найти такое, ведь магма всегда стремится вверх, как пробка в воде, - заявила участник исследования геофизик Кэти Уэйлер. - Она слишком плавучая по сравнению с окружающей ее средой мантии». Глубочайший бассейн магмы возник в основном под спящим пока что вулканом. Ситуация усложняется тем, что регион Афар находится на перекрестке трех тектонических плит, которые медленно расходятся в стороны, и эти щели заполняет расплавленная порода. Океан магмы уходит в глубину на 35 км и имеет 30-километровую ширину. В статье, опубликованной журналом Nature, говорится, что эфиопская магма оказалась горячее, чем она должна быть, на 100 градусов по Цельсию. Ученые еще не могут предсказать, что же произойдет дальше: прорвет ли магма перемычку земной коры, чтобы чудовищным фонтаном обрушиться на землю?