Если кто не в курсе, у отечественных скафандров нет конкурентов в мире.
Этой осенью наши космонавты испытали на орбите скафандр 7-го поколения для лунных миссий. Правда, в ближайшие годы на Луну собираемся не мы, а американцы и китайцы. Но полетят они туда стопудово в наших скафандрах.
В минувшем октябре командир МКС-73 Алексей Рыжиков и бортинженер Алексей Зубрицкий провели за пределами станции 6 часов 11 минут в скафандрах «Орлан МКС». Командир был в скафандре «Орлан-7», который называют космическим мотоциклом. Конечно, трал для страховки связывал скафандр со станцией. Но все остальное автономно: дыхательная смесь, климат-контроль, связь, система управления и навигации, а главное - космонавт мог использовать двигатель, чтобы путешествовать по околоземному пространству самостоятельно.
Новый «Орлан» в отличие от красивых роликов об американском скафандре SpaceX - плод десятилетий непрерывной работы, а не пиар-кампаний Илона Маска. Все ключевые компоненты производятся внутри страны. Поэтому «Орлан МКС» - символ технологического суверенитета.
Новый «Орлан» способен работать за бортом станции до восьми часов. Целая рабочая смена в условиях абсолютного вакуума, смертоносной радиации и экстремальных температур. Тогда как Маск запускает своих астронавтов в дизайнерских сапогах и костюмах, больше похожих на одежду для ковбойского салуна. Его скафандр - это всего лишь полетный костюм, не предназначенный для выхода в открытый космос.
Космические мотоциклы выпускает НПП «Звезда» в подмосковном Томилине. Когда в конце 1950-х советские инженеры-конструкторы приступили к проектированию первого космического корабля «Восток», то думали, что человек полетит в космос... без скафандра. Космонавта предполагалось поместить в герметичный контейнер, который выстрелил бы из спускаемого аппарата перед приземлением. Однако генеральный конструктор Сергей Королев поставил задачу - создать для космонавтов такие костюмы, которые бы отгораживали их от враждебной среды.
Скафандр Юрия Гагарина был спроектирован на базе авиационного костюма «Воркута», в котором летали пилоты истребителя-перехватчика Су-9. При повреждении самолета последним «страховым полисом» для летчиков мог быть только скафандр, который не должен был стеснять движений, ухудшать обзор и мешать управлению.
Кстати, один из скафандров побывал на орбите раньше космонавтов. Во время беспилотных запусков корабля «Восток» в марте 1961 года на борту вместе с дворнягами находился манекен в скафандре, прозванный Иваном Ивановичем.
С 1964 года главным конструктором, затем генеральным конструктором и наконец генеральным директором НПП «Звезда» стал Гай Северин. Именно с него началась эра космических мотоциклов.
Примечательно, что одним из тех, кто испытывал скафандры, был сын генерального конструктора Владимир Северин. Как шутили коллеги, устроил сына на «теплое местечко». Да уж, такого местечка не пожелаешь и врагу: что ни испытание, то без преувеличения смертельный риск. Стать испытателем авиационно-космических систем не может приказать никто. В эту профессию приходят по призванию. Так было и с Владимиром. Он участвовал в испытаниях различных модификаций «Орлана» и «Сокола». И ни разу отец не сделал попытки перевести сына на менее опасный участок. Когда отец ставил его на испытания, генералы из приемочной комиссии знали: раз главный не боится ставить сына, значит, система надежная.
В чем же отличие российских скафандров от американских? Владимир Гаевич отвечает так: «Наши скафандры - орбитального базирования. Таких в мире больше нет. Мы доставляем скафандр на космическую станцию, и он находится там два-четыре года. Любой космонавт или астронавт может подогнать его под свой рост, привести в рабочее состояние и через полчаса выйти в открытый космос. А чтобы выйти из станции в американском скафандре, бригада специалистов еще на Земле должна подготовить его, зарядить и отправить вместе с астронавтом на орбиту. В таком скафандре можно сделать три-четыре выхода в открытый космос, а затем нужно возвращать его на Землю. Другой член экипажа воспользоваться этим скафандром не может».
Илья Горицвет
Фото: РИА Новости/В. Баранов









