Сегодня 22 октября 2018 г., понедельник, 03:32USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Человек будет жить с мамонтами и динозаврами

9 февраля 2016
hits 2034

Недалекое будущее обещает ознаменоваться интересными научными открытиями. Ученые в очередной раз грозятся найти эликсир молодости и клонировать мамонта. Если эксперимент пройдет удачно, то на очереди к воскрешению - двуногий динозавр.

БАКТЕРИЯ БЕССМЕРТИЯ

Сообщение о том, что профессор МГУ Анатолий Брушков ввел себе в организм бактерию, считающуюся бессмертной, бурно обсуждается в научной среде и интернете   блогерами. Многие называют этот эксперимент опасным для жизни и сравнивают Брушкова с таким исследователем, как Мария Складовская-Кюри, которая, открыв радий и полоний, на себе испытывала их действие, по ходу дела подробно описывая в дневнике, как ее тело покрывается смертельными язвами. Насколько рискует Анатолий Брушков, пока неясно: бактерия, живущая уже почти 3,5 млн лет, попала в тело ученого впервые.

«Бактерию мы нашли в 2009 году в древней вечной мерзлоте на Мамонтовой горе в Якутии. Несмотря на миллионы «прожитых» лет, она была жива. Это стало сенсацией уже только потому, что время всех живых организмов на Земле ограничено. Состав и биохимия клетки сейчас основательно изучены, и мы хорошо знаем, как постепенно в ней накапливаются повреждения, разрушаются синтез и ДНК. Считается, что это и есть основная причина старения и смерти живых организмов. С древними одноклеточными из вечной мерзлоты ничего подобного не происходит», - рассказал профессор Анатолий Брушков.

С «вечно живущим» организмом уже провели множество опытов. Его часами кипятили в воде, помещали в крепкий алкоголь, где обычные бактерии чаще всего погибают. Но якутские микроорганизмы выжили и в этих условиях. Кстати, больше всего им понравилось жить в коньяке - там они стали с огромной скоростью размножаться.

Прежде чем выпить раствор с «бактерией бессмертия», московский ученый провел эксперименты на мышах и мухах дрозофилах.

Результаты оказались потрясающими. Мухи перестали размножаться, зато жили неприлично долго. У мышей повышалась двигательная активность и тоже увеличивалась продолжительность жизни. Обычно эти вещи несовместимы. Известно, что чем больше организм сжигает энергии, тем меньше живет.

Кстати, исследователи допускают, что якуты постоянно употребляют бессмертную бактерию. Из мерзлоты микроорганизмы попадают в реки, и население пьет эту воду. Возможно, именно поэтому среди местных жителей очень много стариков, чей возраст зашкаливает за 90 лет. И это при том, что здесь безобразная экология, полностью отсутствуют медицина и прочие блага цивилизации.

«Мы знаем, что бактерия живет вечно и очень вынослива. Но почему это происходит? Какие механизмы защищают ее геном от повреждения? Это нам предстоит изучить, и надеюсь, это произойдет в России, где были открыты уникальные микроорганизмы. Если мы разгадаем их загадку, значит, узнаем секрет долголетия человека. Бактерия может жить вечно. Почему мы не можем?» - рассуждает ученый и говорит, что отлично себя чувствует и перестал болеть.

«На сегодняшний день это ничем не подтвержденный претендент на сенсацию. Требуются исследования. Сейчас это можно делать на молекулярном уровне, сравнивать геномы, смотреть, есть ли там какие-то уникальные ферменты, которые нехарактерны для других организмов. Только тогда можно говорить  о том, что бактерии обладают уникальными свойствами», - заявил заместитель директора Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН Николай Пименов.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МАМОНТА

Конец 2015 года стал прорывным в долгой истории обсуждения возможности клонирования мамонта. Участники экспедиции «Северная Ойкумена» Северо-Восточного федерального университета нашли на Ляховских островах шесть скелетных останков этого животного. Сенсацией стала обнаруженная в вечной мерзлоте кожа вымершего зверя.

КСТАТИ

Биологи из Пенсильванского университета США считают, что в Якутии можно разжиться материалом для клонирования саблезубого тигра. Вот только как его потом кормить? Известно, что этот вид погиб не из-за природных катаклизмов, а потому что отрастил себе слишком большие клыки. В итоге битву за пищу выиграли более скромные на вид сородичи.

«Наши зарубежные коллеги считают, что именно кожа является лучшим материалом для попыток клонирования путем выделения жизнеспособных клеток», - отметил руководитель экспедиции Семен Григорьев.

После того как ученые признали найденные материалы пригодными для своей работы, идея клонирования мамонта стала перспективным научным направлением, и за нее немедленно взялись самые авторитетные генетики мира.

Вернуть к жизни древнее животное обещает знаменитый гарвардский профессор, автор уникального метода генной инженерии Джордж Черч. Он разработал способ, защищающий бактерии от вирусных атак, и теперь с его помощью имеет возможность не только переписывать дефектную ДНК, заменяя поврежденные гены здоровыми, но и вставлять определенные гены в нужные места.

Скорее всего, родителем нового мамонта станет самый близкий его родственник - азиатский слон. Черч собирается вставить в нужные места слоновьей ДНК гены, отвечающие за теплую шерсть и выработку подкожного жира. Проанализировав сохранившиеся в вечной мерзлоте ткани, Джордж Черч назвал вполне конкретный срок для реализации своего проекта - семь лет. Именно столько времени понадобится для того, чтобы в мире появился первый возрожденный мамонтенок.

Специалисты утверждают, что технически человечество готово к столь необычному шагу, как клонирование уничтоженных животных. Пиренейский дикий козел был объявлен вымершим видом сразу после того, как последнего его представителя обнаружили мертвым в Испании в 2000 году. Но в 2009 году появилась информация, что ученые сохранили ДНК последнего известного животного этого вида. Заполнив пробелы при помощи ДНК домашних козлов, ученые создали нового зверя. Впрочем, малыш погиб вскоре после рождения из-за проблем с легкими. Но ученые ликовали - это был первый в истории случай, когда вымершее животное удалось «воскресить», пусть даже и на короткое время. Чуть позже японцы воспроизвели мышь, которая пролежала в морозильнике больше 16 лет. Словом, наука все ближе подходила к клонированию первобытного гиганта. Дело обстояло за малым - в сохранившихся тканях надо было найти живую клетку. А вот с этим возникли проблемы.

«За десять с лишним тысяч лет, что прошли с момента исчезновения мамонта, ДНК в тканях сильно повредилась, и найти такой биологический материал, чтобы ядра в ее клетках содержали неповрежденную хромосому, практически невозможно», - говорил совсем недавно доктор биологических наук Александр Марков. Изменит ли ситуацию находка на Ляховских островах? Найдены ли в ней живые клетки? Пока никаких подробных комментариев специалисты не дают, но напоминают, что если за дело взялся самый авторитетный генетик в мире, то жди сенсационных результатов.

Наталья Пуртова

Фото REX/FOTODOM

• Джек ХорнерА В ЭТО ВРЕМЯ

Американцы пытаются возродить не только мамонтов, но и динозавров. Известный палеонтолог Джек Хорнер утверждает, что до возвращения этих чудовищ осталось недолго. Ученый использует метод «отката эволюции». В частности, он пытается с помощью генетических манипуляций вернуть обычную курицу к состоянию ее предков-динозавров. Не так давно Хорнер показал коллегам странных зубастых цыплят с вытянутой мордой вместо клюва. В дальнейших планах ученого - заменить крылья на лапы и куриный хвост на длинный ящеричный.

«Думаю, мы способны достичь такого набора генетических изменений в одном эмбрионе, в результате которого животное успешно вылупится и будет жить нормальной жизнью, двигаясь и функционируя без проблем. Я очень удивлюсь, если мы не сделаем этого в течение 10 лет. А если нам повезет, мы получим его в течение ближайших пяти лет, потратив на весь процесс не более пяти миллионов долларов», - сообщил Хорнер.

Воссоздать динозавров пытаются и чилийские специалисты. Им удалось заставить кур ходить в точности как динозавры. Для этого Бруно Гросси и его коллеги приделали цыплятам тяжелые искусственные хвосты. В итоге изменилась  постановка лап, а походка птиц стала похожа на ту, что должны были демонстрировать двуногие динозавры.

Просмотров: 2034