Антарктида тает снизу — Мир новостей
Сегодня 24 апреля 2019 г., среда, 13:52USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Антарктида тает снизу

4 декабря 2018

До сих пор считалось, что исчезновение снега и льдов в Арктике и Антарктике происходит из-за глобального потепления климата.

Но не так давно британские ученые пришли к выводу, что полюсы прогреваются изнутри, тем самым губят себя самостоятельно.

Ученые во всем мире с ужасом наблюдают за тем, что происходит на Северном и Южном полюсах: за 20 с лишним лет лед здесь стремительно тает. Если подобное будет продолжаться дальше, то не пройдет и сотни лет, как изменится уровень воды в морях и реках, на континентах поменяется климат. Если потепление окажется более серьезным, люди начнут страдать от наводнений, сильной жары и засухи и им придется пережить катастрофы и различные катаклизмы.

Тревогу бьют ученые всех стран. Японское агентство аэро­космических исследований (JAXA), эксперты которого наблюдают за климатическими изменениями в Арктике с помощью метеорологического спутника, сообщило, что общая площадь льдов в Северном Ледовитом океане сократилась до рекордного минимума за 34 года, то есть за всю историю наблюдений.

Скандинавские ученые волнуются за пласт льда у северного побережья Гренландии. Эту территорию называют «область последнего льда». Она знаменита многометровыми ледовыми массивами, которые никогда не таяли в течение многих сотен лет. И вот этот пласт, который долго держал удар глобального потепления, начал распадаться. В первый раз за время исторических наблюдений исследователи заметили, что в 2018 году от этого льда дважды отваливались крупные куски.

До сих пор считалось, что оба полюса исчезают из-за глобального потепления климата. «Таяние снега тесно связано с изменением температуры поверхности, так что, вероятнее всего, интенсивное таяние снега связано с общим потеплением воздушных масс», - утверждал крупнейший исследователь этой проблемы профессор Марко Тедеско из Нью-Йорка.

Но сегодня британские ученые заявили о том, что в Восточной Антарктиде обнаружен источник тепла, расположенный далеко под землей. А это значит, что Южный полюс уничтожает себя сам.

Исследования проводились по показаниям приборов, расположенных на борту самолета. Когда ученых отделяли от берега 750 км, они применили специальный радиолокатор, который смог проникнуть в глубину льда на 3 км и передать картинку того, что там происходит.

Сейчас можно предположить, что электроника обнаружила радиоактивные камни и горячую воду, извергающуюся внутри земной коры. Не исключено, что речь идет о целой раскаленной скале, которая поднимается вверх по мантии Земли. Естественно, происходит утечка тепла через кору, что и становится причиной таяния на дне антарктических ледниковых щитов. Теплые воды постепенно заполняют подледные полости, образуя целые озера.

В Государственном научном центре «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» нам сообщили, что этой новости российские исследователи не удивлены.

«Подобные предположения можно было услышать еще лет 30 назад. Но если вся предоставленная информация верна, то можно говорить о том, что впервые появилась доказательная база», - рассказал кандидат геологических наук Аркадий Калинин.

Ученые считают, что таяние льдов из-за загадочных подземных источников тепла могло начаться миллионы лет назад, поэтому утверждать, что уже через несколько лет Арктика и Антарктика превратятся в большое теплое болото, было бы неправильно. Почувствовать на себе климатические изменения придется следующим поколениям. Зато подобный эксперимент может полностью поменять мнение исследователей о том, что Антарктида состоит из древних остывших плит, в которых давно прекратилась любая активность, и они неспособны оказывать влияние на ледяной щит.

«Дальнейшие исследования должны подтвердить нынешнюю версию. В таком случае можно говорить об определенном перевороте в науке», - говорит Калинин. Но вот как применить полученные знания на практике, исследователи пока не знают. Ученые все еще надеются победить глобальное потепление, но вот остановить раскаленные источники под толщей льда не удастся, похоже, никому.

Наталья Пуртова.