Учёные из Университета Неймегена (Нидерланды) выяснили, что школьная успеваемость мальчиков-подростков напрямую зависит от поведения их ближайшего окружения.

Исследование, опубликованное в журнале Research in Social Stratification and Mobility (RSSM), опирается на данные более 10 000 школьников в возрасте 14–16 лет из Нидерландов, Германии, Англии и Швеции.
Во всех этих странах мальчики стабильно демонстрировали более слабые результаты по языковым предметам. По математике они изначально опережали девочек, однако к 15 годам это преимущество нивелировалось. Учёные связали такие результаты с особенностями социального окружения мальчиков, в котором чаще встречаются проявления недисциплинированного поведения.
Исследователи выделяют два основных механизма влияния друзей на успеваемость. Во-первых, подростки перенимают привычки своего круга общения: если в компании принято прогуливать уроки или вести себя вызывающе на занятиях, то и сам ученик с высокой вероятностью начинает поступать так же, что, естественно, отражается на его результатах. Во-вторых, даже прилежные школьники страдают от общего уровня дисциплины: постоянные срывы занятий снижают эффективность преподавания для всего класса.
По мнению специалистов, причина кроется в гендерных стереотипах, укоренившихся в подростковой среде. Мальчики, демонстрирующие пренебрежение учёбой и нарушение правил, воспринимаются сверстниками как более «крутые», тогда как девочкам, наоборот, поощряется прилежание и усердие. Эти установки формируют порочный круг: чтобы соответствовать ожиданиям компании, подростки мужского пола зачастую сознательно отказываются от усердия в учёбе, что в будущем может ограничить их образовательные и карьерные перспективы.