...Эти люди появились на Арбате с заклеенными черным скотчем ртами и гитарами, на которых струны были перетянуты толстыми резиновыми лентами. Такими их здесь видели впервые - уличные музыканты не играли и не пели, а молча ходили по самой известной улице страны из одного конца в другой. Так они провели акцию протеста против очередной попытки моск7овских властей запретить уличное искусство.
Герман Мокроусов - уличный гитарист. Одновременно он играет на губной гармошке, которая затейливо крепится у него на плече с помощью специального держателя. Рядом лежат аккордеон и целый набор бубнов. Вот уже двенадцатый год Мокроусов привозит все это музыкальное хозяйство на станцию метро «Смоленская». Несколько сотен метров по Арбату - и вот напротив магазина с сувенирами его привычное место. Следующие пять-шесть часов он будет развлекать праздношатающихся туристов.
НЕГОСТЕПРИИМНЫЙ АРБАТ
«За выходные можно заработать пять-восемь тысяч рублей. Иногда, если повезет, выходит и десятка, - рассказывает Мокроусов. - Но это редко - лишь иногда пьяные прохожие бросают в шляпу сразу по несколько тысяч. А недавно какой-то иностранец так расчувствовался, когда я играл джаз, что сразу дал 100 долларов».
За все эти годы его два раза забирали в милицию. Стражи порядка ничего толком не объяснили, держали по несколько часов в отделении и отпускали. «Конечно, наши отстегивали кому надо. Их не трогали. Остальных гоняли, и меня в том числе. Когда договорился о размере «выплаты», проблемы закончились», - делится с нами музыкант.
На центральных улицах Москвы, где работали художники и музыканты, всегда существовали жесткие правила взаимоотношений власти и уличной богемы. Но недавно все изменилось. Музыкантов стали отправлять в отделение одного за другим.
Александр Приймак приехал в столицу из Луганска. Он рассказал, как его задержали на Арбате. Он стоял с гитарой напротив памятника Окуджаве.
«Ко мне подошел заместитель начальника ОВД «Арбат», представился, показал документы и, особо меня не выслушивая, не расспрашивая, попросил пройти с ним в отделение», - жалуется Приймак.
«Там пошли разборки, меня начали обвинять в том, что я собираю деньги, стою с комбоусилителем, людям мешаю. Они сами не определились, что именно я нарушаю: то ли скопления людей из-за меня происходят, то ли я деньги собираю не по закону. А рядом со мной никто не стоял, я никому не мешал. В итоге по протоколу получилось, что я торговлей занимался. В скобочках в протоколе указано, что использовались гитара, комбоусилитель, пел для людей», - добавил он.
По данным юриста Бориса Маматова, представляющего интересы задерживаемых музыкантов, гитариста
оштрафовали на две с половиной тысячи. Гитару и усилитель не отдают, пока хозяин не заплатит штраф. «Мы занимаемся делами и других музыкантов. У Максима Демидова забрали гитару и до сих пор не вернули. Есть еще дело Артура Фоменко, он задержан 30 июня на Никольской, у музыканта отобрали саксофон», - рассказывает юрист.
На каком основании проходят задержания музыкантов, похоже, сами полицейские сказать не могут.
Гитаристу Олегу Мокрякову полицейские озвучили совсем другую версию.
«Они подошли ко мне и сказали: «Молодой человек, мы напоминаем об ответственности по статье КоАП 20.2, которая запрещает собирать большие толпы народа», - говорит Мокряков. Он конечно же заглянул в Кодекс об административных правонарушениях. Названная полицейскими статья называлась «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Так почему же стоящего рядом гитариста задерживают за незаконную торговлю, а его самого, такого же музыканта, - за незаконную организацию митинга?
«С Арбата просто выдавливают музыкантов, задерживают каждый день. Это представители силовых структур, торговцы и управа. Раньше они воевали друг с другом, а теперь объединились против нас. У меня конфисковали инструменты и некоторые до сих пор не вернули. Я считаю претензии к нам несправедливыми: по закону автор имеет право на обнародование своих произведений, он может делать их доступными. Мы продвигаем народную культуру бесплатно», - сказал старожил Арбата Сергей Садов.
Кто-то из пострадавших обращает внимание на то, что в задержаниях принимала участие так называемая туристическая полиция. Это московское новшество появилось в столице год назад. Чиновники в погонах рассказывали журналистам, что берут в суперподразделение исключительно молодых людей, хорошо воспитанных и владеющих несколькими иностранными языками. Их задачей была помощь иностранным туристам, у которых вдруг появились какие-то проблемы.
Между тем в интернете широко разошлись кадры, где эти вежливые полицейские, с виду больше напоминающие завзятых омоновцев, совсем неинтеллигентно гоняют уличных музыкантов, которые, в сущности, и работают все больше для иностранцев, создавая неповторимый имидж московского центра.
ЛИЦЕНЗИЯ НА МУЗЫКУ
Московские музыканты выдвигают свои требования. В первую очередь они сами хотят легализовать свое положение. Для этого надо всего лишь повторить западный опыт, где давно уже принято приобретать лицензии. Именно этот документ определяет, где и как долго может играть уличный музыкант. Обходится он примерно в пять-шесть евро в месяц. Работа при отсутствии документа считается нарушением общественного порядка.
Примерно такие же правила собирались ввести столичные власти еще два года назад. Тогда речь шла о том, что исполнители даже не будут платить за лицензию. От них требовалось лишь не уходить с разрешенного чиновниками места. Но время шло, и про собственные планы в Департаменте культуры просто забыли. Сейчас кто-то заговорил о том, что людям свободной профессии выделят места в городских парках. Но когда это произойдет? Конкретного решения столичных чиновников как не было, так и нет.
ОПЯТЬ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ
И вот в начале июля терпение арбатских завсегдатаев лопнуло. Проведенная ими акция протеста с заклеенными ртами особого впечатления ни на полицию, ни на местных чиновников не произвела. Тогда толпа людей свободной профессии отправилась к чиновникам в управу района Арбат. Главным их доводом был документ, подписанный бывшим главой Департамента культуры Сергеем Капковым, где разрешается выступление уличных музыкантов в туристических районах Москвы.
«Вот только местным чиновникам наплевать на распоряжения и Капкова, и мэра Собянина», - буквально кричала на противников одна изгнанная со своего места художница. Между тем представители власти ссылались на некоторое решение Совета депутатов о запрещении выступлений музыкантов. Глава управы Евгений Бобенко заявил, что жители улицы требуют защитить их от грохота труб и барабанов, а муниципальные депутаты вынуждены к ним прислушиваться. Но какое отношение нарушение тишины имеет к портретистам, которых тоже убрали со Старого Арбата?
На этот раз компромисса достичь не удалось. Деятели уличного искусства уходили от здания управы разочарованными, чиновники возвращались на рабочие места раздраженными, но после того случая задержания музыкантов прекратились. Надолго ли?
Подготовила Наталья Пуртова
Фото PHOTOXPRESS, FOTODOM.RU
А КАК У НИХ
Во Франции к уличному искусству подходят настолько ответственно, что организовывают для уличных музыкантов жесткий кастинг. В первую очередь это касается тех, кто собирается выступать в метро. К ним почему-то предъявляются самые высокие требования, и чаще всего под землей остаются работать только люди с музыкальным образованием. Те, кто не прошел по конкурсу в подземку, уходят работать на улицу. Местные власти убеждены: туристы должны наслаждаться музыкой исключительно в качественном исполнении, так как этот показатель также отражается на имидже страны.
В Италии профессия уличный музыкант является вполне официальной и признанной. Налоги исполнители платят муниципалитету, так как земля по закону принадлежит именно ему. Поэтому, когда человек переезжает на новое место, ему приходится заново покупать лицензию. Но стоит она сущие копейки, поэтому на заработках творческих людей приобретение разрешения не отражается.
Побывавшие в Америке музыканты говорят о том, что устроиться даже на улице в крупных городах этой страны просто невозможно. В Штаты в поисках лучшей доли едут далеко не самые плохие исполнители со всего мира, и, не найдя себе применения, они подрабатывают на улице. Поэтому даже пассажиры метро, где очень часто выступают люди с музыкальными инструментами, стали вполне взыскательными слушателями. Большинство уличных музыкантов, кстати, стараются избежать покупки лицензии. Свидетели утверждают, что местная полиция относится к этому вполне лояльно, проверяя скорее миграционные документы. «Заработки по местным меркам здесь смешные, да и многие нас просто считают «чудиками», - написал в одной из социальных сетей наш соотечественник, которому довелось играть на аккордеоне на улицах Нью-Йорка.