На недавнем Московском кинофестивале показали ремейк «Кавказской пленницы». А впереди еще три переделки культовых картин. Современные режиссеры замахнулись - страшно сказать! - на «Тихий Дон», «А зори здесь тихие...» и «Экипаж».
«КЛАССИК В ГРОБУ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТСЯ!»
Режиссер Сергей Урсуляк давно мечтал поработать над романом Шолохова. Не раз говорил: была бы полная свобода выбора, снял бы именно «Тихий Дон». Год назад Минкульт РФ одобрил финансирование проекта, с тех самых пор съемочная группа Урсуляка колесит по Ростовской области, Ставропольскому и Краснодарскому краям, где знакомится с местностью и проводит кастинги на эпизоды. Главные роли давно уже расписаны. Сергей Маковецкий - отец Григория, самого Мелехова сыграет Евгений Ткачук, который прославился ролью Мишки Япончика; Аксинью исполнит Полина Чернышова. Все на мази, да и Урсуляк никогда не давал повода усомниться в своем профессионализме. Однако первооткрыватели «Тихого Дона» выступают против такого «новодела».
- Послушайте, если уж Бондарчук пытался и у него ничего не получилось, то чего можно ждать на этот раз?! Ремейки - это просто безобразие! Вот для чего сегодня нужно было переснимать это произведение? Что за необходимость такая? - возмущается Зинаида Кириенко, сыгравшая в классическом герасимовском фильме 1958 года Наталью.
Как говорит актриса, польза может быть только одна - показать современному поколению, что такое хорошо и что такое плохо. В смысле: что такое настоящее искусство, а что есть халтура.
- И Маковецкий картину не спасет, - уверена 80-летняя Зинаида Михайловна. - Он уже столько везде наснимался, что я в каждом персонаже вижу только его - самого Маковецкого!
В качестве эталонного примера Кириенко вспоминает актрису московского театра Анастасию Филиппову, которая сыграла мать Григория в постановке Герасимова:
- Когда смотришь на нее, есть полное ощущение того, что она казачка, местный житель. Сколько бы ни старалась у Бондарчука Ирина Скобцева, у нее все равно ничего не получилось. А уж сейчас от того, что происходит с «Тихим Доном», классик, наверное, просто в гробу переворачивается!
«ПУСТЬ ПОПРОБУЮТ СНЯТЬ ЛУЧШЕ»
Еще больший резонанс вызвала весть о том, что Ренат Давлетьяров (продюсер бесконечной «Любовь-моркови») стал режиссером ремейка картины «А зори здесь тихие...» Съемки уже начались, исполнители главных ролей известны - это Петр Федоров, Анастасия Микульчина, Евгения Малахова (бывшая солистка группы «Рефлекс» и молодая жена режиссера), Екатерина Вилкова, Андрей Мерзликин, Дарья Мороз и другие. Однако сам процесс засекречен, как настоящая военная операция. Екатерина Вилкова сообщила нам, что по договору актеры не имеют права давать комментарии. А Андрей Мерзликин - что даже сам не знает, кого он будет играть у Давлетьярова. «Я доверяю Ренату, он мой друг, и, если берется за дело, значит, все будет отлично!» - заверил нас актер.
Немножко сомневается в этом исполнительница роли Лизы Бричкиной в оригинальной картине Станислава Ростоцкого, актриса и депутат Госдумы Елена Драпеко. Особенно ее смущают обещанные продюсером новой ленты сногсшибательные спецэффекты.
- Когда наш фильм вышел, многие задавались вопросом: почему же у Ростоцкого война такая тихая? - вспоминает Елена Григорьевна. - А когда оказалась в Афганистане и увидела настоящую войну, я поняла, насколько прав был Ростоцкий. Война, она тихая: чего-то не услышал - и все, получил пулю... Понимаете, наш фильм был снят фронтовиками. Все - от режиссера до рабочих - воевали, и они снимали фильм про себя, про свое поколение. Наш фильм был про то, что вот эти обычные девочки вдруг стали героями и вообще как в простых людях рождается героизм. А, например, Юрий Любимов увидел в произведении Васильева совсем другое - он поставил спектакль про то, как война перемалывает жизни людей, то есть эти девочки у него жертвы. Но у него был блестящий спектакль!
Елена Григорьевна надеется, что, режиссер ремейка увидит в произведении что-то свое.
- Пусть получится лучше, чем у нас, мы все будем только рады! - подытожила Драпеко.
«ВСЕ ВО ИМЯ ДЕНЕГ»
А вот Наталья Варлей уже ни на что не надеется. Знаменитая «комсомолка, спортсменка, красавица» искренне не понимает, зачем нужно было сейчас переснимать культовую «Кавказскую пленницу».
- Гайдай - гений! Нельзя брать то, что родилось у него, слепить кальку и срубить с этого деньги. Потому что деньги все равно срубятся. Люди придут из любопытства: пусть даже потом будут плеваться, они уже посмотрели, деньги заплатили. Так же как «Ирония судьбы - 2» собрала кассу, - рассуждает актриса. - Этот фильм, я считаю, вообще преступление. Была такая мечта, что в Новый год можно встретить свою судьбу, что все будет хорошо и мы поженимся. И вдруг нам говорят: да нет, не поженились они, вернулись к своим старым пассиям... «Служебный роман. Продолжение» - тоже, считаю, совершенно безобразное что-то. Как дурочка, села посмотрела. Я все ждала, думала: может, пойму, во имя чего это сделано. Во имя денег, наверное...
И только обновленный «Экипаж» не вызывает возражений у авторов оригинальной версии. И то скорее всего потому, что Александр Митта, режиссер первого советского фильма-катастрофы, принимает участие в создании и свежего сценария.
Митта признается, что его собственный фильм замысливался не совсем таким, каким в итоге он получился. Он думал, будет метафорическая сказка с грустным, но одновременно очень светлым финалом, но уж никак не фильм-катастрофа.
- Я видел его психологическим фильмом, в котором есть место и драме, и мелодраме, и комедии, - говорит Александр Наумович. - Но, после того как фильм увидел Брежнев, некоторые сцены пришлось вырезать.
Судя по всему, и в новой картине Митте не удастся осуществить некогда задуманное. Сейчас время другой цензуры - цензуры денег, поэтому психологизм, увы, не в цене. А деньги между тем на новый «Экипаж» выделены немалые. Режиссером ленты стал Николай Лебедев, чей фильм «Легенда №17» собрал в прокате более 900 млн рублей, получил «Золотого орла» и Госпремию РФ. В главных ролях два самых высокооплачиваемых актера страны - Владимир Машков и Данила Козловский. Продюсер картины просит не сравнивать их с Георгием Жженовым и Леонидом Филатовым, которые снимались 35 лет назад. Да мы в общем-то и не будем...
Подготовили Ксения Позднякова, Максим Неверов, Филипп Гришин