Новости культуры и искусства
5748 | 0

Юрий Назаров: «Порнография мне уже не грозит»

Юрий Назаров: «Порнография мне уже не грозит»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Юрий Назаров

Народный артист России Юрий Назаров известен не только своими замечательными ролями в картинах “Андрей Рублев”, “Зеркало”, “Горячий снег”, “Земля Санникова”, “Маленькая Вера”, “Апостол” и еще примерно в 200 кинолентах, но и своим максималистским, бескомпромиссным характером, верностью юношеским идеалам. Редчайший случай - и актер прекрасный, глубокий, многоликий, многогранный, и трибун с непримиримой позицией ко всему на свете. И это почти в 76! Именно про таких писал Маяковский: “Гвозди бы делать из этих людей!”

 

Что любопытно, родился будущий актер в один день с Карлом Марксом и газетой “Правда” - 5 мая. И был правдоискателем, сколько себя помнит. В 17 лет приехал из Новосибирска “штурмовать Москву”, с ходу поступил в Щукинское театральное. Казалось бы, о чем еще мечтать? Но юноша быстро понял, что для актерской профессии ему не хватает жизненного опыта. Как потом рассказывал Юрий Владимирович: “ И тут меня тоска взяла! Я должен нести какую-то правду.  Но что я мог рассказать в 17 лет? А тут партия звала на целину... и я загорелся!” Не окончив даже первый курс, уехал в Казахстан разнорабочим на строительство железнодорожных мостов. Затем трудился на стройке, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузнице в одной из станиц на Дону. Только через несколько лет вернулся, окончил Щепку. Как теперь с улыбкой говорит Юрий Назаров: “Тяга к кино и театру победила все!”

- Юрий Владимирович, в каких фильмах в ближайшее время вас можно увидеть?

- У Юрия Кары в фильме о нашем знаменитом конструкторе Королеве буду играть работягу-бригадира. Недавно в картине “Кровные братья” сыграл старого опытного зэка, вора в законе.

- Надо же! А встречались с подобными криминальными “генералами” в жизни?

- Наверное, встречался, не помню... Все-таки немалую жизнь прожил. Да и вообще в нашей стране с ворами очень сложно - у нас же все время идеализировали воров!

- Неужели?

- А как же? В советское время всеобщим любимцем какой шикарный был вор Остап Бендер! Хотя он против нынешних воров - вошь мелкая. Он, придурок, мечтал о миллионе, а нынешние наши олигархи одним махом 100 миллионов хвать! И это вроде в порядке вещей.

- Вы сами какой идеологии придерживаетесь?

- Коммунистической... Хотя ни в какой партии не состою. Идеология была прекрасная, она в этическом смысле не имеет никаких расхождений с христианством. Но христианство на сказке, легенде базировалось, а коммунизм - на науке. Я считаю величайшей трагедией развал Советского Союза. Его называли империей зла, но я горжусь, что родился и жил в этой “империи”, где были творчество, труд, уверенность в будущем и, поверьте, было намного больше счастливых людей, чем сейчас.

- А как же двойная мораль, дефицит, “колбасные электрички”?..

- Все это было, но коммунизм не к тому призывал. Он призывал к созиданию, ответственному отношению к делу, к себе. Я не идеализирую советское время, нет. Если бы там все было хорошо, советская власть не рухнула бы.

А сегодня что? Сегодня страна изгоев, страна предателей, понимаете? Идея была прекрасная, а исполнение - маразматическое. У нас был “безу­мный социализм”. Мы тогда завидовали Западу, потому что там капитализм все-таки разу­мный. И вот мы сменили свой “безумный социализм” на “безу­мный капитализм”. И это еще хуже получилось, еще страшнее и бессовестнее! Это получилось у нас от нашей темноты, необразованности, от нашего хамства. Коммунисты давали образование и подняли науку, культуру, производство, индустрию. И великая держава была. А сейчас угробили даже лучшее из того, что было!

- Интересно, вы своих внуков в таком же коммунистическом духе воспитываете?

- У меня пятеро детей, девять внуков и двое правнуков даже...Их родители воспитывают. Я уже ни во что не вмешиваюсь, мне восьмой десяток, слава тебе господи!

«Андрей Рублев», «Маленькая Вера», «Апостол», «Ворота в небо»

- Вы четыре года преподаете актерское мастерство во ВГИКе. У вас, должно быть, много учеников?

- Да бог его знает! Взять кого-то за шкирку и пестовать? У каждого свое миропонимание, каждый берет от жизни свое. И потом это у них нужно спрашивать, кто их учителя. Я, например, считаю себя учеником Валентина Ивановича Зубкова, он играл в картинах “Трое вышли из леса”, “Летят журавли”, “Иваново детство”. Его уже нет, умер в 1979-м. Сам он знать об этом не знал, но я у него учился, хотя он, кстати, непрофессиональный актер. Но как работал! Я обожал и Николая Крючкова, и Бориса Андреева, и Михаила Ульянова, и Евгения Матвеева. Манеру игры ни у кого не перенимал, просто смотрел, запоминал, как человек относится к делу. И когда мне говорили про того же Николая Афанасьевича Крючкова, что он ночи напролет водку пьет, в карты играет, я этого не слушал. Ведь в кадре-то он всегда как огурец! Понимаете? Режиссер Иван Пырьев удивлялся: “Коль, ты что, двужильный, что ли?” Отношение к делу главное! А что там за кадром, это никого не волнует...

- Но сейчас-то тоже вряд ли кто-нибудь нетрезвым придет на съемку? Один раз придешь - и тебя продюсер пинком под зад!

- Сейчас, конечно, на съемках тоже строго. Но это не из-за отношения к делу, а финансовая дисциплина держит, то есть сугубо деньги, гонорары... Нравится это или не нравится, но я говорю всегда своим студентам-вгиковцам, что смысл актерской профессии, да и вообще всей жизни, ребятки, в труде и постоянном просвещении, в том, чтобы становиться людьми, а не оставаться в животном состоянии.

- Вы всегда были таким правдорубом?

- В первую очередь я не предатель! Я не могу предать свою юность, свою молодость, свое октябрятство, пионерство, комсомольство, не могу и не хочу! И в работе всеми силами стараюсь быть верным завету Сергея Аполлинариевича Герасимова, который говорил, что “в искусстве можно все, кроме порнографии и антисоветчины”. Но порнография мне уже не грозит, не рискнут меня пригласить на такое “ответственное” дело. А антисоветчина для меня - это когда ложь, брехня и холуйское подмахивание Западу. Стараюсь совесть не предавать и во лжи участия не принимать.

- У вас сейчас есть возможность выбирать роли?

- У меня всегда была эта возможность. Я всегда выбирал. Бывает, что и посылал куда подальше.

-?!

- А вы только послушайте, в чем мне предлагают участвовать! Например, недавно предложили сняться в такой фантасмагории. “Империя зла” - Советский Союз - мечтает завоевать Америку. Я всю жизнь в СССР прожил и не помню такой мечты... По сценарию я должен был играть генерала, который хочет высадить нашу армию на американский континент. Но так просто, без причины - неудобно, надо, чтобы это выглядело цивилизованно. Каким-то лазером наши ученые наслали туда цунами, смыли берег и высадили советские войска якобы в порядке гуманитарной помощи. Ну не бред?! Другой пример тоже на тему Советского Союза. На сей раз там решили вывести образец универсального раба, для чего собирались спарить женщину... с гориллой. Мне предлагали роль смотрителя за этими самыми кроликами подопытными. И это на полном серьезе! Я их, конечно, послал...

Юрий Назаров, Людмила Мальцева
С актрисой Людмилой Мальцевой

- Голливудское кино вам совсем не нравится?

- Ну почему? Были замечательные фильмы, например “Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке”.  Но сегодня, когда весь холуяж перед ними, трепетание: “Ах, Голливуд, Голливуд, Голливуд!” Это меня бесит. Есть и у нас кое-что. И Шукшин у нас был, и Тарковский. Тот же “Андрей Рублев” сейчас чуть ли не в десятку мировых киношедевров входит. Моего сержанта Уханова из “Горячего снега” никакой Марчелло Мастроянни не сыграет при всех его блестящих способностях. Потому что надо знать нашу жизнь...

- Сейчас бы кого хотели сыграть?

- Да никого бы не хотел! Я бы хотел, чтобы страна пришла в себя. Чтобы мы перестали быть идиотами, предателями, холуями!

- Вы часто апеллируете к христианству. Вы сами верующий, православный? В церковь ходите?

- Я материалист! Да, многие у нас сейчас говорят, что они христиане, православные. А они язычники еще!

- Традиционный вопрос: у вас есть любимая роль?

- Я снимался у многих режиссеров. Но особенно запомнились, конечно, гениальный Тарковский, его “Андрей Рублев”. У Тарковского ни капли крови и пота актерской не проливалось даром, все входило в картину. Работа у него давала ощущение величайшего счастья, потому что его точно так же волновали проблемы нашей страны, как они волновали всех наших классиков - Пушкина, Тютчева, Толстого. Вы только представьте: Тарковский, глубоко проникая в XV век со своим “Рублевым”,  для нашего времени что-то очень важное находил. Находил ответы на многие вопросы. Еще очень люблю работу в фильме Георгия Калатозишвили “Сибирский дед”. И вроде герой там у меня “не наш” - поручик Антон Тихомиров, каратель. Но в нем черты многих героев нашей классической литературы, которых объединяют переживания за Россию: куда она идет? зачем? Я бы эту роль еще и еще всласть поиграл. Больше такого и не вспомню. Чаще ведь сыграл - и с плеч долой.

- В список любимых не входит эпохальная для целого поколения картина “Маленькая Вера”?

- Это уникальный фильм в моей творческой биографии. Потому что когда меня хвалят за него, я думаю: да, есть за что похвалить. Когда ругают на чем свет стоит, я и с этим соглашаюсь всей душой и сердцем. Это хорошая картина, она очень точная, ее герои узнаваемы. И вроде правдивая. Но не до конца. В “Маленькой Вере” есть только одна сторона - темнота, мрак, дурь наша беспросветная. Фильм показывает, как мы плохо живем, но как из этого вылезти, не говорит. Для меня же искусство - это всегда свет в конце тоннеля.

Андрей Колобаев

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.