Циничное и жестокое нападение на руководителя балета Большого театра Сергея Филина и последующие события, связанные с этим нападением, вызвали большой резонанс в творческих кругах. Публикация в прошлом номере нашей газеты нескольких версий этого преступления не исчерпала темы. Поэтому сегодня мы попросили высказаться режиссера Евгения Понасенкова – человека, давно и хорошего знающего этот мир. Его слова могут показаться кому-то излишне пафосными и жесткими, а кому-то – объективными. Но, как говорится, и такое мнение имеет право на существование, тем более что конфликт не угасает, а, скорее, медленно тлеет. Вполне возможно, что мы скоро услышим о новых его жертвах. Может быть, психологических, ведь люди, работающие в Большом, очень тонкие и ранимые внутри.
Евгений Понасенков – режиссер:
«Это преступление очень связано с психологией отношения к Большому театру. Понимаете, в сознании отечественных артистов оперы и балета десятилетиями складывался культ Большого – как цели, которая оправдывает любые средства. На Западе у артистов совсем иная психология – они всегда могли легко перемещаться по миру, и их воля к успеху не имела такой клинической привязки к одному театру. Кроме того, я уверен, что большинство наших сограждан даже не подозревает, какие страсти бушуют за сценой. И в этих внутривидовых игрищах всегда перемешаны и карьерные, и интимные эмоции. Так что миф об отечественной «духовности» и «народе-богоносце» вновь уступает место самым жестким схемам эволюционизма, и я бы даже сказал – социал-дарвинизма. А следствию я бы посоветовал искать в районе неочевидных конкурентов, а, так сказать, тех, кто во втором эшелоне – среди тех, кому выгодно «одним ударом убить двух зайцев». То есть, еще и скомпрометировать очевидных конкурентов Сережи».
Андрей Князев