Конец лета Мурманск встретил юбилейным фестиваль паблик-арта «Рост», который превратил центр города в музей под открытым небом, где советское наследие встречается с современным искусством.

В этом году организаторы сделали особую ставку на возрождение монументальных техник — мозаики, барельефа и сграффито, — чтобы через тактильность и глубину ремесла вести диалог с прошлым.
Среди многочисленных работ особое внимание привлекла масштабная работа московской художницы Дарьи Рак «Отражение истории. Атомная эпоха». Пятичастное панно, выполненное в уникальной технике, стало одной из заметных работ «Роста». Художница использовала авторский подход к мозаике, который динамично преображает пространство.
Особого внимания заслуживает уникальная техника исполнения работы Дарьи. Художница применила сложную и эффектную технику зеркальной мозаики, вдохновленную стилем Тиффани. Её работа представляет собой современную интерпретацию классического витражного искусства, адаптированную для уличного пространства.
Каждое из пяти панно посвящено ключевым этапам развития атомной отрасли:
· «Рождение атомного флота» — первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»;
· «Мирный атом» — первый в мире надводный атомоход ледокол «Ленин» и атомный ледокол «Арктика»;
· «Атомная мощь» — первый советский надводный военный атомоход крейсер «Киров»;
· «Атом будущего» — первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов».
Панно меняются в зависимости от времени суток и погоды, отражая свет и окружающий городской пейзаж. Дарья Рак создала динамичный объект, «живую» хронику, в которую ежедневно вписываются сами жители города, проходящие мимо.
Новаторская техника была выбрана не случайно: она отсылает к традициям монументального искусства, но благодаря современному прочтению и экспериментальному подходу обретает новое звучание. Композиция привлекает внимание к истории и перспективам атомной энергетики, соединяя науку, искусство и урбанистику.
Еще одной редкой техникой, представленной на фестивале, стало сграффито (процарапывание по слоям цветной штукатурки). Виктор Нефёдов создал в этой технике диптих «Полярные ритмы Мурманска», посвященный контрасту полярного дня и ночи. Теплые красно-белые тона лета противопоставлены холодной сине-белой гамме зимы, демонстрируя, как ремесло прошлого может говорить о вечных природных циклах.
Фестиваль также представил искусство барельефа. Илья Федотов в работах «Рыбы» и «Промысел» обратился к этой сложной скульптурной технике, чтобы рассказать историю кольских поморов. Объемные изображения мифической «рыбы-кит» и фигуры с якорем оживляют стену, подчеркивая глубокую связь города с морем.
Отдельного упоминания заслуживает работа Ильи Байдака «Полярный круг: два моря», демонстрирующая инновационный подход к созданию барельефов через использование современных композитных материалов.
Многослойность конструкции создает эффект глубины и динамики: каждый следующий слой добавляет объем и игру светотени, превращая статичное изображение в трехмерное повествование. Через сочетание технологичности исполнения и художественного замысла работа становится мостом между традицией и современностью, предлагая новый взгляд на монументальное искусство в городской среде.
V фестиваль «Рост» преодолел границы между искусством и зрителем, превратив город в соавтора художественного высказывания. Динамичные объекты, меняющиеся в зависимости от света и ракурса, вовлекают горожан в непрерывный процесс со-творчества, где наследие атомного флота и поморских традиций обретает актуальное звучание.
«Рост» оставил Мурманску не просто арт-объекты, а экосистему смыслов, которая продолжает эволюционировать. Этот проект доказал, что паблик-арт способен быть не украшением, а языком, на котором город разговаривает со своим прошлым и конструирует будущее, создавая уникальный культурный код Арктики.
Фото: А. Съедин,
О. Филонок.