Новости культуры и искусства
5591 | 0

Трагедии и любовь Валентина Гафта

К мысли, что его больше нет, привыкнуть сложно.

Трагедии и любовь Валентина Гафта
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Такие люди, по меткому замечанию Александра Ширвиндта, «не приспособлены к понятию «гроб». Кажется, что они будут жить всегда. Но нет. Уходят один за другим...

Вот и Валентин Гафт ушел. И это тяжело принять. Хотя последние полтора года актер уже не появлялся на людях. Жил на подмосковной даче, оберегаемый любимой женой Ольгой Остроумовой. Сильно болел.

- Ему 85 лет, вот это последствия инсульта. Он продержался довольно долго после инсульта. Мы его продержали, - сказала Ольга Михайловна сразу после смерти мужа.

Инсульт актер перенес в августе 2019-го, и восстановиться после этого ему так и не удалось. Хотя организм у Гафта был очень сильный, натренированный. Когда-то он, по словам того же Ширвиндта, одним пальцем мог поднять десятикилограммовую гирю. А Игорь Кваша рассказывал:

- Валя постоянно возил за собой по гастролям гантели и эспандер. По утрам зарядку делал - с прыжками, уханьем. Он был невероятно накачанный. Рука как мое бедро! В старых фильмах любил при случае продемонстрировать мускулы.

«Я ВИНОВАТ В СМЕРТИ ДОЧЕРИ…»

Валентин Гафт обладал не только стальными мускулами, но и невероятным мужским обаянием. В него, казалось, невозможно не влюбиться. И тем не менее у Валентина Иосифовича были и тяжелейшие разочарования. Об одном из них он как-то рассказал на телевидении:

- Я был влюблен в нее бешено! И она об этом знала. Но у нее был другой молодой человек. Я всегда, когда шел домой, входил в темный двор, вставал напротив ее окна и смотрел. И видел, как она обнималась с этим человеком. Ревновал жутко! Но ничего не мог сделать.

Гафт был женат трижды. С первой супругой - манекенщицей Еленой Изергиной - детей у актера не было. А вот во втором браке - с балериной Инной Елисеевой - родилась дочь Ольга. Собственно, ради дочери Гафт и женился. Дело в том, что Елисеева, забеременев, пришла к Гафту в театр и выдвинула ультиматум: «Или печать в паспорте, или я вскрою себе вены и умру вместе с ребенком».

Валентин Иосифович, конечно, согласился на штамп. Но после рождения девочки поспешил оформить развод. Он признавался, что избегал встреч с бывшей женой, поэтому и дочку почти не видел. А той очень сильно доставалось от матери только за то, что она ребенок Гафта. Елисеева, по словам знакомых семьи, буквально издевалась над Ольгой.

- Она доводила Олю ежеминутно, - вспоминал дирижер Владимир Богорад, у которого были с девушкой серьезные отношения, они собирались пожениться. - Мать кричала Оле, что та дрянь и недоумок. Унижала, оскорбляла. Устраивала истерики.

Все это привело к большой трагедии: в 2002 году дочь актера покончила с собой.

- Да, я виноват, что Оля пошла на такой отчаянный шаг! - сокрушался потом Гафт. - Мы жили отдельно. Собственно, я никогда и не жил в той семье. Я не знал, что ей так плохо... Конечно, я вины своей не снимаю и не сниму никогда.

«ТАКУЮ ЖЕНЩИНУ УПУСКАЕШЬ!»

К счастью, на тот момент рядом с актером уже была его третья супруга - Ольга Остроумова. Она поддерживала и утешала мужа в такой сложный для него период.

Первый раз они увидели друг друга на съемках фильма «Гараж». Но тогда оба были несвободны и не обменялись друг с другом даже парой слов. Но судьба свела их снова через 20 лет...

- Были 90-е годы, в театре народу нет, фильмов не снимали. У меня на руках было двое детей, которых надо было чем-то кормить. - рассказывала Ольга Михайловна. - В это время начали возникать корпоративы. Правда, они назывались иначе... И однажды на такой корпоратив позвали меня. Поначалу я сомневалась: идти ли. Звали отмечать 8 Марта в какое-то кафе «Фиалка». Но сказали, что будет Валентин Гафт. И тогда я подумала: ну Гафт куда ни попадя не пойдет... Как выяснилось позже, организаторы чуть слукавили. Валентину Гафту, приглашая его в кафе, сказали, что там будет Ольга Остроумова... Мы выступали, Валя читал стихи. А поскольку дело было в Сокольниках, в местах, где Валя вырос, он сказал: а давайте погуляем... Я сказала: ой, спасибо. Можно, я сбегаю за детьми и мы погуляем все вместе?

После той прогулки Валентин Иосифович долго не звонил. Ольга подумала: испугался, что у нее дети... Потом он все-таки появился. У них с Остроумовой было несколько чудесных свиданий. И вдруг Гафт снова пропадает! Три месяца он не давал знать о себе. А оказалось, что его мучили сомнения. То актеру казалось, что он слишком стар для Остроумовой. То одолевали мысли о том, что у нее могут быть какие-то корыстные интересы. За этими его метаниями наблюдал близкий друг Игорь Кваша. Он не выдержал и высказал Гафту: «Тебе впервые попалась нормальная баба, а ты ходишь и сомневаешься!»

Свою лепту внесла и домработница, которая убиралась в квартире актера. «Валь, ну ты че? - в сердцах сказала она. - Такую женщину упускаешь! Дурак ты, дурак!»

Гафт позвонил Ольге Михайловне и предложил «начать второй акт любовного спектакля». Спектакль этот оказался долгим и очень счастливым.

Известно, что Валентин Иосифович писал довольно едкие, не всегда безобидные эпиграммы на друзей и коллег. Но он создал еще и целый пласт изумительной лирики. Самые тонкие и пронзительные строки он посвящал главной женщине в своей жизни - Ольге Остроумовой:

Мы в лицо друг другу дышим,

Бьют часы в полночный час,

А над нами кто-то свыше

Все давно решил за нас...

12 декабря «кто-то свыше» решил, что в чудесной истории замечательной актерской пары пора поставить точку. Но даже точка получилась очень хорошей - такой, как всем хотелось бы. Гафт умер не в больнице, а в своем теплом, уютном доме, на руках у любимой...

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

О познании человека

«Нельзя не любить и делать вид, что любишь. И целоваться, подобно Иуде. Но и всех объять, полюбить тоже невозможно. Полюбить - это значит познать. Познать не так легко. Иногда о человеке думаешь одно, а потом кусаешь себе локти: как ты ошибался. И наоборот».

Об эпиграммах

«Очень много книг сейчас издается. Открываешь - там половина не моего. А если в интернете забиваешь «Гафт» - да это какой-то ужас! Несколько раз смотрел, просто страшно становится. Лучше не знать. Сколько тебе всего приписывается. Легко очень: эпиграмма, значит, Гафт. Ладно бы талантливые - я, может, еще бы и не отказывался. Так бездарные!..»

О старости

«Пугает, когда становится что-то неинтересно. Когда появляется леность, безразличие. Когда перестаешь любить очень многие вещи, когда становишься равнодушен. Вот это не дай бог. Тогда просто жить не надо... Ну да, я стал менее общительным, это есть. Боюсь обижать людей. Допустим, я писал какие-то эпиграммы, которые кого-то задевали. Хотя я это делал для радости окружающих, никогда не со злости. Но сейчас мне обижать никого не хочется».

О смерти

«Вообще жалко, когда хороший артист умирает. Где бы то ни было: в собственной кровати, в больнице или на сцене. Да, и на сцене тоже, примеров очень много. Когда человек работает и не думает о том, сколько он отдает, когда его заносит, когда он весь отдан работе и ничего не может сделать с собой... Потому что не спишь ночами, думаешь, пробуешь, тратишь на это силы, пытаешься чего-то достичь... Ну изнашивается организм, понимаете. И что-то замыкается. Я думаю, от этого умер Смоктуновский, который достигал такой степени перевоплощения, мыслей, до которых доходил! Женя Леонов... Просто так не достается. Артист - человек, который работает собой, он инструмент, на котором играют. И не может остановиться. Это азарт. Он все время думает, все время наполняется, все время переполняется. А материальчик-то, который связан с сердцем...»

Подготовила

Лидия Мезина.

Фото: PERSONA STARS,

Сергей Севостьянов/ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.