Театр
2440

В Малом обошлись без Бузовой

В Малом обошлись без Бузовой

Новый спектакль Андрея Житинкина «Идиот» по Достоевскому стал в некотором роде шокирующим событием.

Постановку уже окрестили «информационной диверсией». Почему же?

Малый театр известен своей приверженностью традициям. Но ведь сейчас модно от традиций отступать и вносить в театральное искусство что-нибудь этакое... Поэтому можно было ожидать, что режиссер Андрей Житинкин пригласит на роль князя Мышкина, допустим, Ольгу Бузову. Почему нет? В «Идиоте», который идет на сцене Театра наций Мышкина играет Ингеборга Дапкунайте, а Настасью Филипповну и Аглаю - накачанные мужчины. Но Андрей Альбертович сумел шокировать зрителей тем, что обошелся и без Бузовой, и без мужиков, изображающих женщин... Он поставил «Идиота» без выкрутасов.

- В череде «новаторского» буйства эта работа Житинкина в Малом театре выглядит ни много ни мало «информационной диверсией», - заметил театральный критик Павел Карташов.

Сам же Житинкин рассказал, что «Идиота» поставили в Малом театре не просто так:

- Во-первых, этим спектаклем мы как бы прощаемся с 2021 годом, который был объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского. А во-вторых, Малый театр поставил спектакль «Идиот» еще 122 года назад и Настасью Филипповну тогда играла великая Мария Ермолова. Та постановка состояла в основном из ее монологов. Но такой постановки, в которой были бы все коллизии романа, все действующие лица, в театре еще не было. И для нас было приоритетным, чтобы этот спектакль был классическим. Да, он с новыми акцентами, с современной сценографией, с музыкой, с потрясающим светом... Но он все-таки создан в классической манере. И тем не менее там есть много такого, что зрителя удивляет. Например, мы все привыкли, что Достоевский - очень тяжелый автор. Но я специально ушел от «мрачного Достоевского». Он у нас получился другим. Многие также удивятся тому, что знаменитая сцена с камином, в который Настасья Филипповна бросает деньги и которой заканчиваются обычно фильмы и постановки по мотивам романа, - это далеко не финал. Там есть продолжение - захватывающее, эзотерическое, о котором многие и не подозревают, потому что не читали или подзабыли сам роман.

- То есть вы шли строго по тексту? Не экспериментировали с ним, как сейчас принято?

- У нас не вписано ни одного нового слова! Это абсолютно аутентичная история. И при этом текст звучит удивительно современно, там все понятно сегодняшнему зрителю. Потому что проблематика романа необыкновенно актуальна! Там речь идет все время о деньгах. И главные вопросы: можно ли за деньги купить любовь и может ли любовь быть выше смерти и выше денег?

- Значит, зритель идет на строго классическую постановку, в которую ради хайпа не позвали даже Ольгу Бузову?

- Вот хорошо, что вы это спросили. Да, не позвали. В Малом театре своя фантастическая труппа. Никаких приглашенных актеров, никакой Бузовой у нас нет. Можно спокойно идти всей семьей. Потом это просто очень красивый спектакль. Он дорогой (не буду называть сумму, но там где-то под десяток миллионов рублей). И там играют настоящие мастера, все наши народные артисты. Но Достоевский - это всегда еще и тест на мастерство для молодых актеров. У нас Рогожина играет Александр Волков, роль Настасьи Филипповны - у Полины Долинской (дочь замечательного Владимира Долинского), а князя Мышкина играет Александр Дривень. И все они «тест по Достоевскому» выдерживают блестяще.

Лидия Мезина.

Фото: PR

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.