Кто бы мог подумать, что новости высокой культуры станут соответствовать слогану одной известной передачи - «интриги, скандалы, расследования» и начнут напоминать криминальную сводку? Но именно это сейчас и происходит...
В МХТ им. Чехова прямо во время спектакля «XX век. Бал» случилось ЧП: в сцене, где на актрису Софью Эрнст должен был посыпаться пушистый искусственный снег, сверху вывалились гвозди. Софья получила несколько царапин. Они незначительны, но этим делом все равно занялась полиция. Кто-то же подменил реквизит! Не исключено, что в театре у Софьи есть недоброжелатели. Ведь она известна не только своими ролями, но и тем, что является супругой гендиректора Первого канала Константина Эрнста. «Я думаю, что многие мне завидуют, - заметила актриса в одном интервью. - Иногда я сама себе завидую».
Московская полиция недавно выезжала и в другое учреждение культуры - молодежный театр «Театральный особнякЪ». Там худрук, заслуженный деятель культуры Леонид Краснов и актер Сергей Попов поспорили на творческие темы. Спор подогревался алкоголем, поэтому все закончилось тем, что Краснов ударил Попова, а тот вызвал скорую и полицейский наряд.
И совсем уж за рамками морали оказалась история, приключившаяся с Николаем Цискаридзе. Как мы уже писали, кто-то слил в интернет якобы его интимные фото и видео. По словам танцора, все это подделка, монтаж. И Николай даже прозрачно намекнул на то, кто может быть инициатором организованной на него травли:
- В августе аккаунт (в «Инстаграме». - Ред.) взломали, - рассказывает он. - Люди, заказавшие взлом, уничтожили все, что связано с Большим театром. Я первый раз в жизни столкнулся с таким, это восстановлению не подлежит. Меня пытались взломать еще осенью. И мне объяснили, откуда это, если уничтожается все, что связано с одной темой, то понятно, кто заказчик.
Удивительно, что в сфере культуры в последнее время происходит столько всего некультурного! С чем это связано? Мы попросили разъяснений у нашего эксперта, известного театрального режиссера Андрея Житинкина:
- Я думаю, что не случайно все эти инциденты случились так одновременно. Дело в том, что в театрах сложилась невеселая ситуация. Сезон дошел уже до середины, а что он принес? Многие театры находятся в очень нервном состоянии, я бы даже сказал предынфарктном. Потому что происходят бесконечные замены спектаклей, переносы, актеры болеют... Кроме того, играть в зале, который заполнен только на четверть, - это стресс. Потому что для актеров понятие «аншлаг» равно понятию «успех». А когда в успешных театрах аншлага теперь не может быть в принципе из-за ограничений, это удручает.
Например, в нашем Малом театре - красивейшем по убранству, с ярусами, в золоте и бархате - совсем мало народу. Ты понимаешь почему, понимаешь, что причины объективные, всем известные. Но подсознательно это все тяжело воспринимается. Актеры, привыкшие к залу, заполненному до предела, к овациям и охапкам цветов, испытывают очень сложные и далеко не светлые чувства. Немаловажен и финансовый вопрос. Тут академические и федеральные театры находятся в лучшем положении. Потому что получают дотации. А вот в простых театрах - не академических - есть расслоение. Например, театр «Ленком» вполне может заработать даже в нынешних условиях. А есть такие театры, которые находятся не в центре. И там тяжелая ситуация, особенно если театр маленький, камерный. Представьте, есть театры на 100 мест. И сейчас впустить туда можно только 25 человек. При этом в некоторых спектаклях играет 20-30 актеров. Для них это ужас! Они выходят на сцену и видят, что зрителей в зале меньше, чем тех, кто занят в постановке. Разумеется, актеры нервничают. Что касается истории в МХТ им. Чехова, где вместо снега посыпались гвозди, то это, конечно, произошло не просто так. Есть версия о том, что реквизит перепутали нечаянно. Но такого не может быть! Снеговые машины - это такое оборудование, в которое что закладывают, то и сыплется.
Я помню, как Олег Павлович Табаков после реконструкции МХТ показывал, какое у него там все новое, высокотехнологичное. Все на автоматике! Нельзя там ничего случайно перепутать. Искусственный снег кто-то сознательно заменил на гвозди. Прекрасно понимая, что это может стать причиной травмы. Причем травмируется женщина, супруга Константина Эрнста. Такой способ за что-то поквитаться или насолить напоминает страшные байки про актерскую месть или зависть. Такое было в XIX веке, тогда и гвозди в туфли подкладывали, и прибивали к полу платье какой-нибудь актрисы, а балетные иногда подсовывали в пуанты конкуренткам битое стекло. Балет вообще всегда был полон интриг. В этом смысле, видимо, ничего не изменилось. И Николай Цискаридзе тоже стал жертвой интриг. Когда он стал рассказывать о странной реконструкции Большого театра, о том, что там бронзовые детали заменили пластиковыми, когда снимал все это и показывал, он уже сильно рисковал. Есть цеховые законы, один из которых состоит в том, что нельзя выносить сор из избы. Но у Николая болело сердце за Большой театр, он эту боль вынес на всеобщее обсуждение. И это сыграло с ним злую шутку...
Лидия Мезина.
Фото: C.Киселев/агентство «Москва»,
Д.Гришкин/агентство «Москва».