На Симоновской сцене театра им. Вахтангова прошла премьера спектакля Георгия Долмазяна «Долгие годы».
Пьесу к спектаклю написал сам режиссер. В ее основу лег роман Дженифер Лоуренс «Годы тянутся так долго». Этот роман повествует об американской семье, которая в 30-е годы 20-го века, в период великой депрессии, столкнулась с непростым испытанием.
Пожилые мать с отцом, роли которых исполняют (Ольга Гаврилюк и Михаил Васьков), воспитавшие пятерых детей и прожившие 50 лет вместе, лишаются дома, который банк забирает за долги. И просят своих детей купить им маленький домик, в котором можно будет доживать оставшиеся годы вместе.
Однако дети, в силу обстоятельств «непреодолимой силы», не могут выполнить просьбу родителей и пытаются найти иные варианты решения не вдруг возникшей проблемы. Они не смогли придумать ничего лучшего, как… разлучить двух пожилых людей. Дочь забирает к себе отца, а сын - мать. Театральные критики считают, что постановка - о настоящей любви, какую редко встретишь в наше время. Любви двух самых близких друг другу людей, которые пронесли ее сквозь долгие годы совместно прожитой жизни. А рядовые, насмотренные зрители считают, что постановка в первую очередь о том, как тяжело им на старости лет остаться друг без друга, о том, как каждый из них нуждается в другом.
Есть и третья грань спектакля. Он о том, как взрослым детям приходится стать родителями своим отцу и матери и как сложно им это дается, как они пытаются спихнуть друг другу тех, кто подарил им жизнь. О том, как принимают ситуацию их супруги и их дети.
Судя по всему, режиссёр, не осуждая нерадивых детей, а скорее, пытается понять каждого из них. Все увиденное заставляет нас задуматься и вспомнить о семье, благодарности, сострадании, любви, родственных узах.
И еще одна грань спектакля – материнская любовь. Зрители поражаются тому, как из старушки, которую в первом действии никто не замечает, мать семейства Люси Купер превращается в главную героиню спектакля, демонстрируя всю силу своей материнской любви.
Но лучше, чем режиссер Георгий Долмазян, никто о главное идее сказать не может «- Это история большой, настоящей, редко встречающейся любви, которую немолодые Ромео и Джульетта пронесли через всю жизнь, и для которых немыслимо существование друг без друга. Мне кажется, сегодня это очень важная тема – отцы и дети, в силу сложившейся ситуации поменявшиеся местами. Жизнь испытывает нас, заставляя ответить на вопрос: остались ли в нас любовь, сострадание, жалость, умение услышать и понять другого»
Кстати сказать, и декорации весьма реалистичны, они, мягко говоря, не отвлекают на себя внимание зрителя. В первом акте — это семейная гостиная с большим круглым столом, радио на камине и портретом отца, висящим в центре. Но очень скоро эта картина домашнего уюта и благоустроенности разрушается — стена падает, стол грубо убирается со сцены и перед зрителями предстает совсем иное пространство: впереди окно, за которым какой-то город, слева условная женская часть, справа — мужская. Но до конца представления остается воспоминание, что когда-то здесь за круглым столом сидела настоящая семья. Георгий Долмазян всегда в своих спектаклях основной акцент делает на актерах. И «Долгие годы» в театре им. Вахтангова он решил поставить, потому что именно здесь нашел артистов, которые могут сыграть, прочувствовав всю канву и замысел режиссера. Спектакль получился злободневным; грустным, но в то же время очень реалистичным и глубоким, поднимающим важные темы, касающиеся каждого из нас. Режиссер и актеры сумели нащупать нужные струнки души и вовремя нажать на них.
«Спектакль «Долгие годы» отражает современную ситуацию, когда многие люди ставят материальные ценности выше семейных отношений. Рискуя стать жертвой современной суеты и непрерывной гонки за успехом, современное поколение может упускать моменты, когда можно провести время с близкими и поддержать их, - делится впечатлениями одна из зрительниц, ветеран труда Галина Шапошникова.
Постановка предлагает каждому зрителю задуматься: насколько мы в реальности ценим близких и готовы отдать им свое время и внимание, забывая, что время быстротечно, и нам нужно научиться наслаждаться моментами семейного счастья. Нежная, женственная, трогательная мать и добродушный, заботливый и любящий отец мужественно переносят трагедию вынужденной разлуки.
- Такая ситуация, к сожалению, характерно для нашей страны, где к 2030 году в домах престарелых может оказаться около миллиона человек.
Андрей Князев,
по материалам Сми и собственным впечатлениям.
Фото с сайта театра имени Вахтангова.