Театр
581

Пророчества Достоевского в спектакле «Убивец»

Пророчества Достоевского в спектакле «Убивец»

В репертуаре театра «У Никитских ворот» немало постановок по произведениям классиков литературы.

В начале ноября на афише появился «Убивец» по роману «Преступление и наказание».

Новая постановка по мотивам всемирно известного романа — ещё одна попытка донести до публики идеи Достоевского. Не прописные истины из школьной программы, а философские взгляды великого писателя, его тревогу за будущее России.

Концепция спектакля появилась после того, как режиссёр-постановщик, художественный руководитель театра Марк Розовский изучил труды Дмитрия Мережковского и Юрия Карякина. Большое влияние на него оказало исследование литературоведа Михаила Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».

«Михаил Бахтин назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, и мы попытались воспроизвести полифонию в театральной постановке, – сказал Марк Григорьевич перед генеральной репетицией.

Многоголосие, смешение событий, переплетение прозы и поэзии — особенности нового спектакля. Сложные задачи сценографии удалось решить театральному художнику Степану Зограбяну. 

Философские идеи по замыслу режиссера передаются разными средствами, в том числе с помощью поэзии. Стихотворения поэта Юрия Ряшенцева изучат в основном из уст шарманщика, который комментирует происходящее.

Важное значение в спектакле имеет музыка, созданная знаменитым композитором, народным артистом РФ Эдуардом Артемьевым. 

«Убивец» — постановка масштабная: занята большая часть труппы театра (около 40 актёров, среди них много молодежи). Главную роль исполняет выпускник ВГИКа Сергей Рожнов. Дебют можно считать удачным: молодой актёр создал яркий образ Раскольникова, смог передать противоречивость его характера и мировоззрения.

Родион в исполнении Сергея Рожнова вызывает симпатию и сочувствие. Умный и талантливый юноша так и не получил диплом. Бывший студент не смог найти работу, оказался в бедственном положении. Его возмущают несправедливость, детская проституция, пороки людей, которые его окружают. Он презирает расчётливого Лужина (актёр Станислав Федорчук), спасает девочку от распутного Свидригайлова (заслуженный артист России Андрей Молотков), сочувствует Соне (Ника Пыхова). 

В то же время он планирует убийство и ограбление процентщицы. Интеллектуал и гордец отстаивает такую идею: выдающимся личностям, как Наполеон, можно нарушать законы, моральные принципы, можно делать то, что запрещено людям-«муравьям». 

«Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос мучит Родиона, и он решается пойти с топором к старухе. Однако всё пошло не по плану: после расправы с ненавистной процентщицей ему пришлось убить её сестру. А потом он не смог избавиться от угрызений совести. Теория на практике дала сбой: «Я не человека, я принцип убил. Но не переступил принцип — на этой стороне остался». 

Страдая от душевных мук, Родион стремится помочь людям: уговаривает Соню не заниматься проституцией, настаивает на отмене свадьбы сестры (Дарья Щербакова). 

Рискуя жизнью, он спас детей — вынес их из горящего дома.

Родион понял, что никому не дозволено переступить «черту», лишать жизни даже «вошь» ради справедливости. Он раскаялся, признался в убийстве сначала Соне, а в финале спектакля и следователю Порфирию Петровичу (заслуженный артист России Юрий Голубцов). 

Выходит, убийца двух старушек — не жестокий циник, а жертва обстоятельств, напрасно поверивший в идею о сверхчеловеке, популярную среди образованной молодежи. 

Жанр спектакля Марк Розовский определил, как «площадное действо с карнавализацией и многоголосием по Бахтину».

В первой сцене показаны жители Петербурга разных сословий, собравшиеся на площади. На площадях и улицах происходят важные события в жизни героев. На дороге умер сбитый лошадью Мармеладов (Юрий Шайхисламов). Потом прохожие стали свидетелями другой трагедии — сумасшествия Катерины Ивановны (Юлия Бружайте). 

В последней сцене снова на площадь выходят горожане. Они падают, как будто погибают, в этот момент слышны выстрелы и взрывы. Что произошло — теракт или разгон демонстрации? Может, это – символ насилия и кровопролития, что предсказывал великий писатель.

«Пророчества Достоевского адресованы России и всему человечеству. Его тревожило, что насилие продолжится, приведёт к террору и революции. Наша задача — услышать его предупреждения, – подчеркнул Марк Розовский. – Если бы современные люди чаще читали произведения Достоевского, то в мире было бы меньше насилия и больше человечности».

Ольга Королёва.

Фото Л. Шерова.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (1)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru