Реклама в газете
Театр
94 | 0

Петр Борисенко: «Я – счастливый человек!»

22 декабря ведущий солист Московского театра оперетты, заслуженный артист России Петр Борисенко отмечает свой 50-летний юбилей. 

Петр Борисенко: «Я – счастливый человек!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За годы работы талантливый и обаятельный артист сыграл самые известные роли опереточного репертуара – Альфреда в «Летучей мыши», Рауля в «Фиалке Монмартра», Орфея в «Орфее в аду», Бони в «Сильве», Зупана в «Марице», Камилла в «Весёлой вдове» и многие другие. О юношеской мечте, о карьере «из принцев – в короли» и о любимых ролях мы поговорили с Петром накануне его 50-летия.

- В юности, побывав на «Принцессе цирка», ты был поражен игрой и пением исполнителей главных ролей Теодоры и Мистера Икс – Светланы Варгузовой и Юрия Веденеева. Думал ли ты, что ты когда-нибудь будешь играть с ними на одной сцене?

- Я даже запомнил дату - 24 октября 1992 года. В тот день я случайно купил билет в 19 ряд партера на «Принцессу цирка» в Театр оперетты, в котором я, москвич, никогда не был. Это был спектакль, посвященный 110-летию Кальмана.

Несмотря на то, что я сидел довольно далеко от сцены, этот спектакль совершенно изменил мою жизнь. Я влюбился в этот жанр окончательно и бесповоротно.

Меня потрясло, что такая сказка существует, а я даже и не знал о ее существовании. С тех пор стал постоянно ходить на спектакли, пересмотрел почти весь репертуар. Юрий Петрович и Светлана Павловна для меня были не просто артистами, а богами, и, конечно, я не мечтал оказаться с ними на одной сцене и тяжко страдал, осознавая это. Все же я решил поступить в ГИТИС на факультет музыкального театра, но даже в годы учебы считал, что мне никогда не стать их партнёром. Чудо произошло спустя почти шесть лет. Сначала меня, еще студента, приняли в труппу Театра оперетты, а 17 сентября 1998 года я дебютировал в этом же спектакле «Принцесса цирка» в роли Тони. И самое интересное, что Мистера Икса пел Веденеев, а Теодору – Варгузова.

Вот такие потрясающие зигзаги судьбы! Не устаю повторять, что я счастливый человек, потому что моя мечта сбылась.

Я попал в любимый театр, в любимый жанр, играю на одной сцене с замечательными артистами, которых я полюбил с юности.

- В прошлом году театр отмечал 50-летие спектакля «Летучая мышь», в котором ты играл роль Альфреда, которая является одной из самых сложных партий мирового опереточного репертуара. Какие трудности у тебя были в работе над этой ролью? Кто был твоим наставником?

- Двадцать шесть лет я играл Альфреда и имел счастье участвовать в тысячном спектакле. В роли Альфреда очень вздёрнутая вокальная тесситура. По объёму партия, может быть, и невелика, потому что весь второй акт Альфред сидит в тюрьме, тем не менее, есть сложности, и многие тенора нашего театра не смогли покорить этот вокальный Эверест. Сначала были трудности вокального освоения, потом были трудности понимания, поскольку Альфред был одной из первых моих ролей в театре. И, конечно, я очень благодарен моим партнёрам. Особенно Валюше Беляковой, к сожалению, уже ушедшей от нас. Она замечательно пела и Розалинду, и Адель, помогала мне освоить сложное сосуществование разных амплуа в характере моего героя: он и простак, и каскадный персонаж, и в то же время вокалист и лирический герой. Достаточно сложная роль, состоящая из множества нюансов. Я вообще всегда благодарен всем своим партнерам, потому что творить на сцене с хорошими, чуткими, отзывчивыми артистами — это великое счастье.

Могу назвать, наверное, своими наставниками всех своих партнеров — тоже, к сожалению, уже ушедшую Лилию Амарфий, Юрия Веденеева и даже тех, кто не соприкасается в спектакле с моим персонажем. Эти люди поддерживали, советовали, помогали войти и в спектакль, и в жанр, и в амплуа.

- Как тебе удаётся преодолеть болезненный для каждого артиста переход на возрастные роли? Раньше ты играл юного и беспечного Тони в «Принцессе цирка», теперь ты выходишь в роли коварного барона Кревельяка в «Мистере Икс».

- Для меня переход к возрастным ролям не был болезненным. Мне всегда казалось, что я внутренне старше своего возраста. Так случилось, что я достаточно долгое время был самым молодым артистом театра и все мои коллеги, с которыми я близко общался, тоже были старше.

Я очень благодарен режиссеру нашего театра Инаре Гулиевой, которая в 2018 году ввела меня на роль барона Кревельяка в предыдущую постановку оперетты «Мистер Икс». Сейчас у нас идет новая версия «Мистера Икс» в постановке Валерия Архипова, где Кревельяк не только поклонник Теодоры, но еще и меценат цирка.

Кревельяк – классический злодей. Я обожаю такие роли! В них большой простор для творчества. Много лет я играл Принца в «Золушке», а сейчас я Король. Принц вырос, и вполне естественно, что он стал Королём.

В 50 лет вполне нормально играть отцов, а не детей. В недавней премьере оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра» режиссер Алексей Франдетти и драматург Констанин Рубинский предложили мне комическую роль дядюшки Франсуа. Вместе с примами Анной Новиковой и Наталией Мельник мы играем двух уже не очень молодых, но очень страстных влюбленных, а наш каскадный дуэт каждый раз вызывает аплодисменты в зрительном зале.  Я очень рад, что есть возможность играть такие интересные возрастные роли.

- Петя, ты 27 лет в театре, переиграл огромное количество ролей, можешь выделить из всего многообразия какую-то одну из них, или тебе все роли дороги?

- Дороги, безусловно, все роли. Но мне всегда казалось, чем тяжелее репетируется роль, тем она получается интереснее.

Могу выделить роль Бони, в которую я «влетел» благодаря случаю (так часто бывает на театре) на втором году работы.  Одновременно заболели сразу трое исполнителей, а я тогда, хоть уже и репетировал эту роль, но твердо знал только первый акт из трёх.

Не раздумывая, я согласился на предложение дирижёра Эльмара Абусалимова и, благодаря помощи партнеров, которые в течение дня репетировали со мной все мои сцены, вышел в роли Бони.

Этот персонаж как-то сросся со мной, очень много у нас точек соприкосновения. Он любит веселье, лёгкую жизнь. Холостяк, ну и что? Я вот, например, тоже поздно женился и ничуть об этом не жалею.

Еще одна из главных ролей в моей жизни – Рауль в «Фиалке Монмартра», которую мы много лет назад создавали в тандеме с потрясающим, к сожалению, трагически погибшем режиссёром Александром Горбанём и моей незабвенной партнёршей Лилией Амарфий. Я им очень благодарен и буду помнить всю жизнь.

Принц в «Золушке» — роль, которая почти двадцать лет назад заставляла меня трепетать, держаться в форме, потому что я понимал, что Принц — это идеал для маленьких девчушек, которые приходят в театр, и каждая девочка мечтает в жизни встретить своего принца. И я не мог обмануть их ожиданий, поэтому для меня это всегда был самый гиперответственный спектакль.

- В недавней премьере мюзикла Андрея Семёнова «Золушка» ты играешь роль Короля, который очень беспокоится о счастье своего сына. В этом спектакле роль маленькой Золушки исполняет твоя пятилетняя дочь Наташа. Ты хотел бы, чтобы она стала актрисой?

- В первую очередь мне хотелось бы, чтобы она была счастлива. Если честно, я не мечтаю видеть дочь актрисой. Актёрская профессия – тяжёлый хлеб. Много ещё всего существует, скрытого от глаз зрителя.

Я не буду препятствовать ее желанию, если у нее обнаружатся актёрские способности, хотя мне кажется, у Наташи талант к точным наукам. Время все расставит по своим местам.

- Как ты собираешься отмечать юбилей, в какой роли увидят тебя зрители?

- Сейчас любимой ролью для меня является роль адвоката Досужева в мюзикле Геннадия Гладкова «Доходное место», написанном Юлием Кимом по мотивам пьесы А. Островского.

Я очень люблю этот спектакль и обожаю своего персонажа Досужева несмотря на то, что его сложно назвать положительным, ведь он прокручивает тёмные дела. Просто это такой чудный актёрский материал, возможность соприкоснуться с языком Островского и с очень симпатичной музыкой Гладкова. Там я, в том числе, пою очень задорные куплеты, на них зрительный зал всегда откликается аплодисментами.

Роль небольшая, но она драматургически важна в спектакле и дорога для меня, и я с удовольствием приглашаю всех зрителей 16 января на свой бенефисный спектакль.

- Петя, что бы ты пожелал сам себе в день своего юбилея?

- Хочу пожелать себе и моим коллегам, актёрам, конечно, здоровья, любви близких, новых ролей, интересных музыкальных произведений, глубоких, талантливых авторов, как с музыкальной, так и с драматургической точки зрения. Чтобы наш жанр развивался и продолжал радовать зрителей.

Екатерина Амирханова

Фото из архива П. Борисенко

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.