В театре «Современник» прошли пресс – показ и пресс-конференции, посвящённые премьере спектакля Гарика Сукачёва «САШАШИШИН» по мотивам романа «Убить Бобрыкина».
В основу спектакля лёг роман Александры Николаенко «Убить Бобрыкина», который в 2017 году был удостоен премии «Русский Букер». Главный герой — «особенный» человек. Саша Шишин — аутист. Он живёт вместе со своей властной матерью, влюблён в Таню и ненавидит своего одноклассника Бобрыкина. Многомерный, фантасмагоричный роман практически лишен диалогов и написан от первого лица. Перенести текст на сцену — наисложнейшая задача, на что Гарик Сукачёв ответил: «Это почти невозможно, именно поэтому я буду это ставить». Спектакль был поставлен за всего за год, создавала всё это по-настоящему звездная команда – вместе с актерами «Современника» в постановке задействованы актеры Театра кукол Образцова. В спектакле будет музыка Петра Налича, яркая хореография Егора Дружинина и высокотехнологичная сценография художника Андрея Шарова. Пластический рисунок новой постановки прописывает Павел Брюн, в прошлом — режиссер-постановщик Цирка дю Солей.
«Над спектаклем работает огромная команда. Было очень сложно и безумно интересно. Я думаю, что эта премьера будет огромным событием для театральной Москвы», – сказал директор театра «Современник» Юрий Кравец.
По его словам, когда Гарик Сукачев предложил в постановке задействовать кукол, руководство театра решило обратиться за помощью к своему давнему другу в лице директора Театра кукол имени Образцова Елены Булуковой. Так, началось сотрудничество двух культовых столичных театров.
«Любая коллаборация – огромное испытание <…>. Спектакль действительно сложный, он необыкновенный. Это потрясающая коллаборация фантастически талантливых людей <…>. Для театра кукол – это первый полноценный опыт работы с драматическим театром. Поэтому для нас это не только огромная честь, но и своего рода экзамен, который, я думаю, они блестяще выдержали. Наши артисты задействованы в разных массовых сценах <…>, – сказала Елена Булукова.
На сцене перемешаны во времени истории из жизни главных героев. Это нелинейное повествование, где настоящее перемежается с флэшбеками из прошлого. На вопрос о том насколько в спектакле чувствуется оригинальный рассказ и сколько пришлось переделать иду работать режиссёр ответил: «Если говорить о самой пьесе, то она живёт абсолютно своей жизнью, и не так, как живёт роман. Всё-таки то, над чем я работаю, является лиричной историей, которой, по сути, в романе нет.
Как выяснилось, идея постановки спектакля появились ещё в 2018-м году и вопросы о реализации романа на сцене поднимались постоянно.
Отдельно хочется сказать про визуальную часть: она захватывает дух и погружает зрителя в удивительный мир и не похожий ни на что внутренний мир героя.
Костюмы и декорации, созданные с невероятной тщательностью и любовью к деталям, удивляет невероятная коллаборация с театром кукол Образцова, чувствуется, что как все принимавшие участие в этом проект не бояться экспериментов и ищут уникальные художественные решения.
Особенно впечатляющими являются световые эффекты и хореография, которые создают неповторимую атмосферу на сцене. Они меняются в зависимости от настроения и действия, что придает спектаклю еще большую глубину и интенсивность.
Актеры смогли максимально погрузиться и проникнуться характерами героев, как говорили участники пресс – конференции. в процессе актёров консультировали специалисты из центра по работе с детьми с расстройство аутистического спектра, также актёры смогли посетить центры, совместная работа определённо помогла воссоздать на сцене и показать нам зрителям уникальный и сложный психологический опыт, который максимально самобытен и уникален.
«Саша Шишин» – линейный спектакль. Так, зрители увидят, как на одной сцене переплетается прошлое и настоящее. Роль Саши Шишин – старик, а в другую минуту – юнец – и в романе, и в спектакле нелинейное повествование. Сашу Шишина играют несколько артистов – это и известный актер Василий Мизенко и молодой Дмитрий Смолев. «Даже спал в шкафу три дня – готовился я серьезно к этой роли», – признался Дмитрий Смолев. Во время работы над постановкой команда ездила в центр аутизма, консультировались со специалистами, чтобы создать максимально точный образ главного героя. А еще внимательный к биографии Сукачева зритель найдет в спектакле намеки на жизнь самого режиссера. «Это я попросил – Свободы, 67 – там жила одна девушка, которая по-прежнему отравляет мою жизнь. Это номер дома моей жены», – признался Гарик Сукачёв.
Как говорили в самом конце представления некоторые театральные критики, «Такие талантливые неравнодушные люди не могу сделать что-то проходное». И они, несомненно, правы!
Андрей Князев,
Иван Шатохин
Фото И. Шатохина.