Театр
3439 | 0

«Почему она пишет письма президенту?»

«Почему она пишет письма президенту?»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В последние дни стало известно сразу о нескольких письмах, написанных маститыми деятелями искусства в адрес высоких чиновников, включая президента России. Культурную сферу вновь сотрясают громкие скандалы!

Первое письмо непосредственно Владимиру Путину подписано Татьяной Дорониной, которая в 2018-м была смещена с должности худрука МХАТ им. Горького. Вместо нее театральными процессами стал рулить Эдуард Бояков. Доронина получила почетный титул президента театра. Но все вопросы решались без нее. И тем, как они решались, Татьяна Васильевна была возмущена. Доронина и ее единомышленники долго воевали с Бояковым и даже вроде бы добились успеха: недавно Минкультуры внесло в устав МХАТа изменения, в результате которых президент театра получил особые полномочия. Однако воспользоваться этими полномочиями Доронина почему-то не может: Бояков по-прежнему рулит процессом. А недавнее появление на сцене МХАТа одиозной Ольги Бузовой, видимо, стало той каплей, которая переполнила чашу терпения Татьяны Васильевны. И она написала письмо на самый верх:

«Владимир Владимирович, наш президент! Спасите русский театр! Его убивают! Без Вашего участия восстановить то, что называлось МХАТ имени Горького, невозможно».

Еще ряд писем связан с перестановками в театральном музее им Бахрушина. Там, как и в случае с Дорониной, сместили с должности прежнего директора Дмитрия Родионова, а на его место поставили 30-летнюю Кристину Трубинову. Родионову предложили стать президентом музея, но он от этого отказался, полагая, что это лишь «утешительный приз» и вежливый вариант отставки, а не реальная возможность заниматься делами крупнейшего культурно-просветительского центра страны. В защиту Родионова посыпались письма и петиции во все инстанции, включая администрацию президента.

Мы попросили оценить обе острые ситуации маститых театральных профи, людей «изнутри».

- По поводу МХАТ им. Горького я могу высказаться довольно резко, - предупредил худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. - Татьяна Васильевна Доронина - выдающаяся актриса. Она оставила грандиозный след и в кино, и в истории русского театра. Более того, Доронина совершила в свое время очень благородный поступок: кога МХАТ раскололся на два театра и Олег Ефремов собирал свою труппу, исключив из нее более чем половину прежних артистов, именно Татьяна Васильевна спасла этих людей. Она сохранила им работу.

Но что было дальше? То, что она возглавила, превратилось в отстойник. Это было чудовищным местом на театральной карте страны! Туда автобусами свозили военнослужащих, школьников, еще кого-то, чтобы хоть так заполнить зал! Боякову досталась эта клоака, и он из нее выбирается. У него, может быть, спорный подход к тому, как надо выбираться из отстойника, но он занимается живым театром. То, что он делает, интересно зрителям, у него аншлаги. А Татьяне Васильевне давно уже, к сожалению, пора уйти на заслуженный отдых, а не письма писать и мешать другим работать.

Что касается Бахрушинского музея, то там, мне кажется, произошло безобразие. Внятный, умный, профессиональный, талантливый и очень сильный директор по неизвестным причинам был смещен. А заменить профессионала на непонятно кого - это, на мой взгляд, неверно.

- По ситуации с Дорониной я хотел бы воздержаться от комментариев, - признался нам худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. - Потому что неэтично обсуждать коллег. А что касается Бахрушинского музея и отставки Родионова, то это безобразие. Я абсолютно согласен со всеми, кто возмутился его отстранением от должности. Это несправедливо. Мы все знаем Родионова как замечательного специалиста, как человека, который прекрасно вел дела в Бахрушинском музее по всем направлениям. И его неожиданное снятие с работы - непродуманный шаг. Очень обидно, если такими административными решениями будет загублено все, чего удалось достичь.

Вообще, сейчас сложилась губительная тенденция, которую можно обозначить так: «до нас ничего не было». Вот мы пришли и что-то делаем, а то, что было до нас, этим можно пренебречь и вообще сбросить с парохода современности. Это сейчас во многих сферах происходит. А в сфере культуры особенно заметно. Сохранением живой традиции никто не озабочен. Да, молодым везде у нас дорога, и это хорошо. Но молодые должны понимать, что нужно быть профессионалом. А у нас развелось много дилетантства. И культура деградирует.

- Я про Бахрушинский музей не могу ничего сказать, - заявил нам худрук театра «Модернъ» Юрий Грымов. - Нового директора не знаю, поэтому резко против ее назначения выступать не хотел бы. Но скажу о Дорониной. Мне странно читать ее открытые письма, если их писала действительно она. Ведь она - президент МХАТ им. Горького. Она многие вопросы может решить своей волей. В рамках своих полномочий может влиять и на репертуарную политику, и на то, какие актеры будут играть. Почему она этими полномочиями не пользуется, а обращается к президенту?

Лидия Мезина.

Фото: А. Кардашов/Агентство «Москва»,

С. Киселев/Агентство «Москва».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.