В Москве уволили худруков сразу трех ведущих театров - «Гоголь-центра», «Школы современной пьесы» и «Современника». И это вызвало шок: как так, почему? Что будет с именитыми очагами культуры дальше?..
Из «Гоголь-центра» попросили на выход Алексея Аграновича. На его место назначили Антона Яковлева, режиссера и сына легендарного актера Юрия Яковлева.
Пришлось оставить свой пост в «Школе современной пьесы» и Иосифу Райхельгаузу, который, к слову, в 1989 году как раз и основал этот театр и с тех пор бессменно им рулил. Но теперь ему смену нашли: новым худруком стал известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан.
А из «Современника» уволен Виктор Рыжаков, который был туда назначен всего два года назад. Не задержался... Причем преемника ему искать не стали: в театре решили возродить худсовет.
- Замена худруков — это право учредителя, - пояснил нам режиссер, народный артист РФ Андрей Житинкин. - Дело в том, что у всех перечисленных лиц закончился контракт. Так совпало! И в этом нет ничего необычного. Как раз летом у всех худруков кончаются контракты. С кем-то подписывают новый договор, а с кем-то - нет. В данном случае с тремя руководителями контракты продлевать не стали. Как правило, все перестановки и производятся в пассивный сезон, когда в театре наступает летнее затишье. В этом случае все можно сделать без ущерба репертуару, репетициям и т. д. Потому что новый человек, который приходит, он должен за лето осмотреться, все проверить. Некоторые новые худруки даже заказывают аудит - финансовую проверку. Это чтобы обезопасить себя от каких-то упреков, чтобы долги предшественников или какие-то непонятные, незакрытые счета не упали на их головы.
Кстати, именно так поступил Владимир Кехман, который пришел в доронинский МХАТ. Это обычная и очень правильная практика, думаю, что вновь назначенные в столичные театры худруки поступят так же, чтобы к началу сезона не было никаких потрясений. В начале осени труппам представят новых худруков, и они должны обязательно рассказать о своих планах. Как правило, каждый худрук должен поставить хотя бы один спектакль в сезон - свой. И вот по первому названию можно будет судить, куда будет двигаться театр.
Приведу простой пример: с чего началась «Таганка»? Пришел Юрий Любимов и заявил, что поставит «Добрый человек из Сезуана». И все сразу поняли, что театр пойдет в русле поэзии, музыки, это будет не бытовой театр. Мало кто помнит, что Театр на Таганке ведь существовал и до Любимова. Но он двигался в другом русле, в него зритель неохотно приходил, он был не очень заметен. Его изменил Любимов. Ну вот такая же роль у всех худруков - обозначить вектор развития.
Я думаю, что «Гоголь-центр» вернется к концепции Театра им. Гоголя, которым он был раньше. «Гоголь-центр» — это театр мобильный, яркий и шумный. А Театр им. Гоголя - совсем другая эстетика.
Театр «Школа современной пьесы» — это театр приглашенных звезд и это действительно современная драматургия. Но современная драматургия тоже разная. Есть драматурги-абсурдисты, а есть, например, мелодрама... Вот от нового худрука будет зависеть, куда пойдет театр. Ну и та же ситуация с «Современником». Каким он теперь будет - узнаем по осени. Самое главное сейчас - никому не нервничать: ни актерам, ни зрителям. Сейчас, летом, как раз все будет продумываться, перестраиваться... Есть люфт до начала сезона! И в итоге, я уверен, все будет хорошо.
Михаил Нечаев.
Фото: К. Зыков/Агентство «Москва»,
С. Сандурская/Агентство «Москва»