Новости культуры и искусства
2252 | 0

Страсти по «Левиафану»

Страсти по «Левиафану»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Кажется, ни один российский фильм так долго и страстно не обсуждали. Еще чуть-чуть, и общество расколется пополам: на тех, кто за и против «Левиафана». И это при том, что народ в своей массе картины Звягинцева в глаза еще не видел. Что же будет, когда скандальная лента выйдет в прокат? А может, в России она вообще не выйдет?

Каждый фильм Андрея Звягинцева становится событием. «Возвращение» - Гран-при Венецианского фестиваля, «Изгнание» - премия Московского, «Елена» - спецприз Каннского. И вот - «Левиафан», которому, между прочим, реально светит «Оскар»!

Фильм уже взял «Золотой глобус» - вторую по значимости американскую премию, которая считается репетицией «Оскара». И это лишь второй случай в истории отечественного кино - до Звягинцева «Глобус» брал только Сергей Бондарчук. Теперь «Левиафан» вошел в пятерку оскаровских номинантов, может повторить судьбу «Войны и мира». Казалось бы, гордиться надо. Но не тут-то было! Режиссера обвинили в том, что он исказил российскую действительность, очернил церковь, создает негативный образ страны за рубежом... Чуть ли не бюджетные деньги должен возвращать.

В общем, был героем, стал изгоем. По словам самого Звягинцева, после победы на «Золотом глобусе» никто из официальных лиц до него не дозвонился и не поздравил. А впереди маячит «Оскар»...

Что же такое этот «Левиафан», с чем его едят и как следует к нему относиться? Наши видные кинодеятели помогли «МН» разобраться с этим непростым вопросом.

ПАВЕЛ ЛУНГИН: «НА ОБЩЕСТВО НАПАЛА КАКАЯ-ТО НЕМОТА»

- Павел Семенович, почему же у фильма Звягинцева так много противников?

- Я думаю, что те, кто выступает с яростной критикой этого фильма, его даже не видели. Это же наш старый принцип: Пастернака не читал, но не согласен. Некоторые охвачены страстью угадать желания начальства, угодить ему. Но ведь дело художника - задавать вопросы. Традиции великой русской литературы в том, что автор разговаривает с обществом, и смешно перечислять имена - Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин... Все они задавали вопросы, мучительно размышляли о смыслах этой жизни, о том, как ее улучшить. А одернуть такого человека (думающего, сомневающегося), обвинить, ошельмовать - много ума не нужно.

- А вы сравниваете «Левиафана» с высокими образцами русской классики?

- Во всяком случае, доказательством тому, что фильм является большим художественным произведением, являются как раз те премии, которые он получил. Общечеловеческие смыслы картины не оставляют равнодушными и тех, кто живет далеко от России. Значит, эти мысли попали в общечеловеческий ряд чувств, стали понятны всем.

- А вот министр культуры Мединский считает, что на создание подобных фильмов не следует выделять бюджетные деньги, потому что они порочат страну, выставляют нас в невыгодном свете.

- Да мне кажется, что наши проблемы ни для кого не секрет. Мы и сами их не скрываем. О коррупции, бюрократизации говорят сегодня официальные лица на Давосском экономическом форуме... Вообще, у меня складывается ощущение, будто на общество напала какая-то немота, какой-то ужас сковал всем губы. А уж если кто-то позволяет сказать хоть слово, на него тут же набрасываются. Это такой период самоцензуры в обществе...

- А почему члены оскаровского комитета, которые выдвинули картину на соискание премии, не выступят в защиту Звягинцева?

- У меня нет ответа на этот вопрос. Я не могу это объяснить.

- Вы сами, как режиссер, сталкивались с подобными проблемами?

- Конечно. Любое будоражащее слово вызывает такую реакцию. Но просто тогда общественное мнение не выражалось в столь агрессивной форме. Еще не было агрессивного большинства, которое набрасывается как по команде. А так все было. И с «Такси-блюзом», и с «Луна-парком». Про «Свадьбу» говорили, что это очернение русского народа. После выхода фильма «Царь» были даже угрозы подать на меня в суд...

- Павел Семенович, у «Левиафана» есть шансы на «Оскар»?

- У него есть все шансы. Все объективные шансы.

- Если это случится, позвоните Звягинцеву, поздравите?

- Обязательно!

 

Елена Драпеко, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по культуре:

- То, что сейчас происходит вокруг фильма, - абсолютная глупость. То, что Звягинцев опорочил Россию, очернил ее, - это неправда. А что, кто-то видел другую Россию? Она ведь такая большая, и у нас действительно столько проблем. А давайте поговорим, насколько патриотична пьеса Горького «На дне»? А насколько патриотичен был Достоевский, когда создавал образы питерских проституток? Скорее следует обсуждать то, насколько художественно это сделано, вот и все. А давать деньги или нет на съемки фильмов - решает не Мединский. Существует экспертная комиссия, в которую входят люди разные, но все они профессионалы. Я надеюсь, что у нас в стране никогда чиновники не будут решать подобные вопросы.

Андрей Смирнов, режиссер:

- Никто не совершил столько подлостей и глупостей, сколько те, кто называет себя настоящими патриотами своей Родины. Вопросы, которые ставятся в этом фильме, продолжают русскую традицию литературы еще XIX века. Наших великих классиков. А я создан, живу и дышу именно благодаря им. И считаю, что фильм «Левиафан» - это значительный этап в развитии отечественного кинематографа.

Владимир Меньшов, режиссер, председатель оскаровского комитета:

- До премии «Оскар» я ничего комментировать не буду. В том, что сейчас происходит вокруг картины Звягинцева, виноваты вы, журналисты. Многие из вас вообще картину не смотрели! Все, мне больше сказать нечего...

Материал подготовила Ксения Позднякова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.