«Это кто, Екатерина?» - «Конечно. Смотри, как похожа». - «А кого тогда Александрова играет?..» (разговор у телевизора.) И то правда. Юлия Ауг, так похожая на портреты Екатерины Великой, что аж завидки берут, зачем-то Елизавета. Большеглазая Марина Александрова, двойник юной Елизаветы, - Екатерина... Не исторический сериал, а «Любовь-морковь» какая-то.
Если по игре смотреть, то снова Ауг - императрица. А молодая Екатерина с глазами раненого олененка Бэмби только носится по Петергофу и плачет. Накал драматизма, как у «Доярки из Хацапетовки» - матерая строит молодую, даже дите у ей отняла. Правда, однако, в том, что хоть Павла и отняли во младенчестве, Екатерина его маленьким и невзлюбила. Ей напоминать приходилось: хорош с любовниками на катальных горках кататься, сына-то навести. И боролась она за опеку над наследником не от чувств-с, а из политических соображений.
Детская тема канает в «Екатерине» с первой же серии. Несчастного узника Шлиссельбурга, малолетнего Ивана Антоновича, гноят в казематах так, что сердце рвется. И сам собой забывается факт: в крепость под Петербургом его заточили в 16 лет. До того мальчик рос на поселении в Холмогорах. Скачок во времени совершают и Елизавета Петровна с Разумовским, которые венчаются, потому что наследник дурак и внук чегой-то на него больно похож. А ведь обвенчались они в 1741 году. Павел Первый только в 1754-м народился... То, что само венчание происходило не в Петергофе, а в Перове под Москвой - совсем уж по мелочи придирки.
И только тогда императрицы, фавориты и младенцы встают на свои места, когда выясняется: «Екатерину» наваяли творцы «Бедной Насти». Авторский почерк, он во всем. Кружева с веерами, кринолины с париками (небось, те же самые взяли). И актеры молодые и красивые; либо немолодые, но талантливые. Меньшов, Талызина, Ауг - фееричные. Да и холопы с царями чаи не гоняют, цыганские хоры в тронную залу не вваливаются. Уже хлеб. Нет, все-таки хороший сериал «Бедная Екатерина»!
Ася Букина