Новости культуры и искусства
1707 | 0

Охрана музеев: у семи нянек дитя без глазу

Охрана музеев: у семи нянек дитя без глазу
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Скандальное похищение среди бела дня картины Архипа Куинджи с выставки в Третьяковской галерее вызвало немало вопросов об охране крупнейших музеев страны.

Почему все громкие кражи оказываются на редкость просты и незамысловаты, но службы безопасности по-прежнему не в силах противостоять преступникам?

Картину Куинджи «Ай-Петри. Крым» похитил из зала Третьяковки 32-летний приезжий из Феодосии Денис Чуприков. Он просто приехал в музей, купил билет, спокойно снял со стены полотно, вынул его из рамы и ушел. Посетители даже глазом не моргнули - все подумали, что это сотрудник галереи. Смотрители, находившиеся в зале, на мужчину почему-то не обратили внимания. Охрана занималась совсем другими делами.

Преступник с картиной под мышкой спокойно вышел на улицу и укатил в неизвестном направлении. Его нашли только через сутки.

Для специалистов этот случай не стал особой сенсацией. Несмотря на то что крупные музеи считаются хорошо охраняемыми объектами, а на обеспечение сохранности экспонатов тратятся миллионы рублей, кражи из их залов происходят часто, без особой фантазии и применения специальных технических средств.

Картины стоимостью в сотни тысяч долларов преступники уводят простыми дедовскими методами, но противостоять им не могут ни люди в форме, ни современные охранные системы.

КРАЖА «ЗАКАТА» НА РАССВЕТЕ

Август 2001 года. Челябинская областная картинная галерея. В зале экспонируются сразу две картины Архипа Куинджи - «Вечерний закат» и «Развалины в степи». И хотя рядом выставлены работы других известных мастеров, Куинджи словно притягивает к себе внимание любителей живописи. Позже выяснилось, что не только их.

В ночь с 9 на 10 августа в галерее срабатывает сигнализация. Прибывший наряд осмотрел залы - никого. Подняли с постели ответственного инженера. Он приехал, проверил электронное хозяйство и пришел к выводу, что в системе произошел сбой.

Прошло немногим больше двух часов, как сигнализация завыла во второй раз. История повторилась заново: наряд милиции, перепуганные вахтеры, раздраженные охранники... Не успели разойтись, как сигнализация сработала снова. На этот раз никто уже не торопился. И напрасно! У злоумышленников оказалось много времени.

Прибывшие стражи порядка нашли выдавленное стекло в окне на первом этаже и пустые рамы от полотен великого Куинджи. Пропажу оценили в 120 тыс. долларов. Ни «Вечерний закат», ни «Развалины в степи» до сих пор так и не найдены.

2014 год. Музей-заповедник Исаака Левитана в городе Плесе Ивановской области. Кража сразу пяти полотен знаменитого живописца - «Овраг с забором», «Тихая речка», «Полустанок», «Речная заводь» и «Розы» - произошла ночью.

*  «Розы». Украденная картина И. Левитана

 

Преступление оказалось по-детски незатейливым, но на редкость эффективным. Похитители подъехали к маленькому зданию на берегу Волги на мотоцикле, достали баллончики с краской и залили объективы камер наружного наблюдения. А дальше злоумышленники просто сняли картины со стены вместе с рамами, благо все они оказались крошечными, засунули в рюкзаки и укатили восвояси.

Потом был полицейский переполох, перекрыты все дороги, из Москвы срочно приехали опытные следователи. Но злоумышленники как сквозь землю провалились. А вместе с ними и картины, стоимость которых эксперты оценили в 77 млн рублей.

Пропажу обнаружили случайно. Сотрудники уголовного розыска задержали вооруженную банду, промышлявшую разбойными нападениями на банки и инкассаторов. Преступников брали в частном доме в Подмосковье.

Во время обыска кто-то из следователей обратил внимание на скромный пейзаж, висевший на стене. Это была одна из похищенных в Плесе картин Левитана. Остальные хранились в Нижегородской области у подруги одного из бандитов.

Декабрь 2010 года. В зал Дагестанского музея изобразительных искусств вошли двое неизвестных. Один завел разговор со смотрительницей, скучавшей в пустом зале. В это время второй ловко снял со стены картину все того же Левитана «Бурлаки», засунул ее в сумку и отправился к выходу. Вскоре ушел и подельник.

Вот так просто и буднично произошла кража произведения стоимостью в 100 тыс. долларов. Ни преступников, ни картину не нашли до сих пор.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Простейшие кражи из музеев и картинных галерей страны стали почти обыденностью. Стражи порядка обвиняют музейщиков: те якобы совсем расслабились, не обращают внимания даже на элементарные нормы безопасности.

Взять тот же Плесский музей-заповедник. Это была уже не первая попытка украсть полотна Левитана. Первая произошла за год до нашумевшего похищения, но тогда преступников спугнула сработавшая сигнализация.

После инцидента полицейские указали музейщикам на недочеты. В здании отсутствовали даже элементарные решетки на окнах. «Мы направляли представления о том, что необходимо к сигнализации присовокупить и решетки. Это было бы для преступников серьезным препятствием, и кражи этой не было бы точно», - рассказал начальник пресс-службы УМВД России по Ивановской области Владислав Радостин.

Сотрудники музея объяснили отсутствие решеток на окнах тем, что они нарушают эстетический облик старого особняка. К тому же местные власти следят за тем, чтобы все новые конструкции на фасадах даже частных домов соответствовали традиционной для Плеса архитектуре. Так чиновники стараются сохранить колорит старинного городка. А что уж говорить о здании знаменитого музея! Здесь без разрешения надзорных органов нельзя даже ручки на дверях поменять, не то что поставить решетки. Получается, что музей стал жертвой обстоятельств и в краже пяти картин никто не виноват?

Свое дело сделала и реформа двухгодичной давности, когда федеральные власти попытались убрать из музеев полицейские посты. По их мнению, администрация культурных заведений должна была нанимать частные охранные предприятия. В профессиональной среде приняли нововведение в штыки.

«Такое учреждение, как Эрмитаж, - совершенно особое, символическое для страны - должно охраняться государственной охраной», - утверждал директор этого легендарного заведения Михаил Пиотровский.

По его мнению, полиция намного эффективнее, так как имеет право применять оружие и осуществлять досмотр, а также задерживать нарушителей. «Частники» этой возможности лишены.

«К тому же в этих конторах частенько работают не самые ответственные и проверенные люди. Особенно такая проблема актуальна для регионов.

В итоге деятели культуры победили, но лишь отчасти. Не так давно 64 объекта федерального значения, в том числе 46 музеев, все-таки вернули себе государственную охрану, правда, в очень сокращенном виде. Теперь бойцы Росгвардии стоят по внешнему периметру. А за то, что происходит в помещениях и на внутренних территориях музеев, отвечает ЧОП. Такая система порождает свои трудности.

«Нет общего руководства, на больших участках может отсутствовать координация между теми и другими, налицо попытки снять с себя ответственность и переложить ее на плечи коллег из другого ведомства», - поясняет Леонтьев.

Между тем ни в МВД, ни в Министерстве культуры пока публично не обсуждают, что надо сделать, чтобы музеи и картинные галереи наконец получили достойную охрану. Это значит, что похищения будут продолжаться, а несведущие любители искусства еще не раз удивятся тому, как просто можно украсть уникальный шедевр.

Наталья Пуртова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.