Литература
4212 | 0

5 детективных романов этого лета

5 детективных романов этого лета
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

О последних новинках остросюжетного жанра рассказывает литературный критик Сергей Морозов.

Дэвид Моррелл. Властелин ночи. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017

Кто бы мог подумать, что Дэвида Моррелла, создателя «Рэмбо», заинтересует викторианская Англия, и все свои навыки творца боевиков и триллеров он применит для создания исторического детектива.

XIX век, Англия втянута в Крымскую войну с Россией. Ее эхо докатывается и до столицы Британии. Во «Властелине ночи» русские агенты так и шныряют по Англии.

Однако детективная интрига романа связана не столько с ними, сколько с прошлым Томаса Де Квинси, знаменитого автора «Исповеди англичанина, употребляющего опиум», одного из самых оригинальных умов того времени. Вместе со своей дочерью он оказывается втянут в расследование первого преступления современной эпохи – убийства на железной дороге.

В сравнении с предыдущим романом серии, где темп повествования был просто бешеным, а кровь лилась рекой, «Властелин ночи» может показаться более камерным. Но как и в «Инспекторе мертвых», в центре внимания Моррелла по-прежнему остаются темы бедности, мести, преступности и терроризма. Хорошее продолжение блестящей серии.

Ной Хоули. Хороший отец. – М.: АСТ, 2017

А вот разработку темы терроризма Ноем Хоули, курирующим в основное рабочее время сериал «Фарго», удачной не назовешь.

Сын убил человека. Известного политика, кандидата в президенты. Застрелил у всех на глазах. Что делать отцу? Защищать сына, искать справедливости. Постараться разобраться в том, что на самом деле случилось, выяснить, насколько объективно выдвинутое обвинение.

Книга могла бы получиться захватывающей, если бы Хоули двинулся проторенной дорогой конспирологии. Увы, желание быть оригинальным, привело к тому, что у него получилось не то популярное пособие о стрелках-террористах (в книге анализируется большое количество реальных случаев), не то методичка по практической психологии «как быть отцом убийцы и не испытывать при этом угрызений совести».

Отталкивающее впечатление производит общая слезливая тональность книги – «я должен во чтобы то ни стало спасти сына». О финале и говорить нечего, закрывая книгу, ощущаешь, что на протяжении четырехсот страниц тебя просто водили за нос.

Джеффри Дивер. Сад чудовищ. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017

Чудовища – это нацисты. Действие «Сада чудовищ» разворачивается во время берлинской олимпиады 1936 года. Пол Шуман, ставший во времена Великой депрессии киллером (это доходнее, чем быть печатником), отправляется по заданию американских спецслужб в Берлин для того, чтобы расправиться с одной из ключевых персон Третьего Рейха.

В результате читатель получает два в одном - остросюжетный роман плюс популярную историческую книжку об ужасах нацистской Германии. Напоминание не лишнее. Но стоило ли мешать серьезную тему с откровенной бондианой?

Роман Дивера напоминает российские телесериалы, с той разницей, что вместо Сталина здесь Гитлер, а вместо НКВД – гестапо и штурмовики. Уровень правдоподобия аналогичный. По ходу сюжета расставлены такие гигантские рояли в кустах, что впору заносить их в книгу рекордов Гиннесса.

Самое примечательное в романе – линия немецкого инспектора Коля, идущего по следу Шумана. Детективное расследование в условиях нацистского общества, где одурманенные идеологией свидетели не столько описывают реальность, сколько подставляют на ее место штампы, замедляя ход дознания, – непростое занятие. В остальном, имеем на руках роман, который наверняка понравится любителям Яна Флеминга (Диверу, кстати говоря, доверено написание новых книг об агенте 007), и категорически противопоказан тем, кто ждет от текста логики и смысла, а не только авантюрных похождений.

Доминик Сильвен. Тени и солнце. – М.: АСТ, Corpus, 2017

Эта книга связана с предыдущим романом серии о Лоле Жост и Ингрид Дизель «Грязная война», что само по себе является изъяном. Впрочем, в тексте достаточно пояснений для того, чтобы прочесть ее и как самостоятельное произведение. Только вот стоит ли?

Все формальные признаки детектива в романе есть. И мотивация догоняющих и убегающих, следователей и преступников внятная, и рояли в кустах не такие уж большие. Однако ощущение, что читаешь не детектив, а книгу с криминальным сюжетом.

Автор нехотя («слушайте ваши «Валенки») фарширует свой роман типажами: убийство в экзотической Африке, несправедливое обвинение, возня спецслужб, угрозы в адрес тех, кто ведет расследование, корни преступления, уходящие в недавнее прошлое, связанные с большой и грязной политикой.

При этом герои не отличаются выразительностью. Это в равной степени относится как к второстепенным персонажам, так и к главным – Лоле и Ингрид. Бывший комиссар полиции и стриптизерша. Сильвен, возможно, кажется, что подобный контраст привлекателен и достаточен для того, чтобы мы могли поверить в оригинальность героинь, но это не так. Наконец, трудно сказать, на какую аудиторию рассчитана эта книга. Она для всех и ни для кого.

Джон Гришэм. Информатор. – М.: АСТ, 2017

Гришэма издают у нас уже четверть века. «Информатор» - аргумент в пользу того, что надо издавать и дальше. Не лучший роман в его обширном списке, но книга достойная и захватывающая. Об актуальной для всех теме коррупции.

Комитет по проверке берется за расследование поступающей к ним из вторых рук анонимной информации о коррупционной деятельности известного судьи. Первое впечатление - Гришэм посмотрел сериал «Убийство», из которого выковырял как изюм из булки тему правового беспредела, царящего на индейских территориях. Но в руках мастера, даже неоригинальная тема получает достойное развитие.

«Информатор» - не только книга о том, как рыцари правопорядка в сияющих латах, рискуя жизнью, прищучивают снюхавшихся между собой мафиози и представителей судебной власти. Это критическая реплика в адрес ФБР, которая слишком уж увлеклась борьбой с мировым терроризмом и безразлично относится к организованной преступности и проявлениям коррупции. Это поучительная история о развращающей не только человека, но и целый народ силе денег, искусственном процветании, которое зиждется на преступлении.

Большой плюс романа –Гришэм создает образ по-настоящему положительных борцов с преступностью, так не похожих на девиантов, тиражируемых скандинавскими детективами. Такие герои как Лейси Штольц и Хьюго Хэтч заставляют поверить, что не все так плохо в нашем мире, что есть еще где-то честные люди.

Другие книжные новинки лета.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.