Лето – время отпусков и возможности почитать книги. О некоторых новинках начала лета рассказывает литературный критик Сергей Морозов.
Колм Тойбин. Бруклин. – М.: Фантом Пресс, 2017
«Бруклин» - роман о взрослении, выборе, который каждому приходится делать в юности.
Родная Ирландия, жизнь по заведенному порядку, или возможность построить собственную судьбу, отличную от той, что досталась матери, в другой стране, в Америке – вот перед каким выбором стоит главная героиня книги, юная Эйлиш.
«Бруклин», однако, привлекает не только блестяще выписанной с точки зрения психологии ситуацией выбора, но и скуповатым, точным и правдоподобным рассказом о жизни простой девушки.
В спокойном, размеренном, лишенном страстей, но, тем не менее, тревожном, не избавленном от жизненных сложностей существовании Эйлиш, отражена судьба большинства женщин.
«Бруклин» - одна из немногих книг деликатно и уважительно рассказывающих историю этих безвестных девушек, продавшиц из магазинов, начинающих бухгалтеров и т.д. Неожиданная глубина обыденности, очарование простоты и реализма – этим подкупает роман ирландского писателя.
Дмитрий Глуховский. Текст. – М.: АСТ, 2017
Глуховский прославился фантастической серией «Метро». Издательская аннотация уверяет, что ему по плечу и суровое реалистическое повествование.
«Текст» - роман о современной российской действительности, время действия - 2016 год. Однако с точки зрения содержания книга напоминает скорее заготовку для стандартного российского сериала.
Герой, отсидев в местах не столь отдаленных по ложному обвинению, возвращается для того, чтобы отомстить своему обидчику. Налет пошлости и мелодраматизма повествованию придает нагнетание хрестоматийных сюжетных ужасов: мать умерла, девушка бросила, денег нет. Все что остается герою, так это на протяжении трехсот страниц изучать содержимое смартфона убитого им негодяя, зарываясь в совершенно безынтересную жизнь рядового коррумпированного полицейского.
От всей книги веет неправдоподобностью, неестественностью. Ну какой идиот будет таскать с собой телефон убитого, да еще активно общаться по нему с родственниками, коллегами и подельниками жертвы? Это сродни игре в русскую рулетку.
Старая мораль «не пей из лужи, козленочком станешь» преподносится читателю как некое откровение. То, что убивать плохо, понятно и без Глуховского. В итоге, имеем перед собой одноразовое проходное чтиво с большими проблемами в сюжете и достоверностьи. Издатели же пытаются выдать книгу чуть ли не за роман в духе Достоевского.
Максим Кантор. Азарт. – М.: АСТ, 2017
Сказать слово граду и миру хочет в своем новом романе и Максим Кантор.
Известный художник, публицист, в какой-то момент он рассматривался как большая надежда новой российской литературы. Его предыдущие романы «Учебник рисования», «Красный свет» горячо обсуждались. А вот «Азарт» - нет. Причиной тому - не сложность идей, изложенных в новой книге, а напротив, их избитость.
На трехстах страницах Кантор в форме иносказания рассказывает историю последних десятилетий, дает портрет современной культуры. Старый корабль, который планируется отремонтировать и отправить в плавание символизирует нынешнюю цивилизацию, его пассажиры и матросы – разномастную современную элиту (есть здесь и левак, и музыкант-авангардист, и русский националист, и пройдохи-торгаши), возглавляемую Августом, своеобразным альтер эго автора.
Назвать этот текст художественным произведением, по правде говоря, трудно. Кантор пытается работать в манере философско-сатирического романа, разработанной Александром Зиновьевым, но таланта и яркости последнего ему явно не хватает.
«Азарт» - это своего рода дайджест публицистических колонок самого Кантора. Тот, кто хорошо знаком с ними, не найдет в тексте ничего нового. А тому, кто их не читал, но интересуется взглядами автора, лучше обратиться к публицистическим текстам, и не тратить время на книгу.
Клэр Норт. Прикосновение. – М.: АСТ, 2017
Лет сорок назад в журнале «Техника-молодежи» вышел рассказ американского фантаста Фредерика Пола «Обитающий в теле», о существах, вселяющихся в человека.
«Прикосновение» - это роман о них, «призраках», обитающих в человеческих телах, о тех, кто носит их как обычные люди носят пальто или платье. С таким кочевым паразитарным образом жизни связано много этических проблем, поскольку сознание носителя на время существования в теле «призрака» отключается. Но Норт предпочитает растворить сложную проблематику в остросюжетном повествовании о конфликте, возникшем среди самих призраков.
Книга начинается с убийства, за которым следуют скачки главной героини из одного тела в другое и напряженный поиск преступника по всей Европе. Попутно читатель узнает в подробностях о том, каково это - существовать в разных телах, как живет сообщество подобных необычных существ.
Все это, наверное, интересно было бы наблюдать на киноэкране. Однако на бумаге совершенно не впечатляет.
«Прикосновение» - второй роман Норт, изданный на русском языке в течение года. Первый «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» рассказывал о людях, способных прожить несколько жизней. Проблема заключается в том, что обе книги написаны как под копирку. Кроме того «Прикосновение» - ухудшенный вариант «Пятнадцати жизней Гарри Огаста». Если вы читали ту книгу, то «Прикосновение» вам вряд ли будет интересно.
Джек Макдевит. Возвращение. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017
Очередной, седьмой по счету, роман из цикла об археологе и антикваре из далекого будущего Алексе Бенедикте, который можно читать независимо от предыдущих книг серии.
Далекое космическое будущее, своим спокойствием напоминающее атмосферу советских научно-фантастических романов. Но воспоминания о войнах и внутренних конфликтах, предшествовавших ему, то и дело возникают на страницах книги.
Это роман о бегстве от прошлого и его спасении, сохранении. Параллельно друг другу развиваются два сюжета – спасательная операция на корабле «Капелла», попавшем в пространственно-временную ловушку и поиск старинных артефактов, мифы о существовании которых будоражат умы историков и археологов.
Издательская аннотация не обманывает, это роман совершенно в духе Артура Кларка, и если вы любите в фантастике не только громадье галактических империй, эпические битвы и сногсшибательные приключения, но саму атмосферу будущего, хотите узнать, какой будет обычная жизнь в то далекое от нас время, то книга Макдевита придется вам по душе.
Дженнифер Броуди. Тринадцатый ковчег. – М.: Клевер Медиа Групп, 2017
Подростковый фантастический роман, тепло встреченный зарубежным читателем, теперь переведенный на русский язык. Здесь, в отличие от «Возвращения» Джека Макдевита, ставка сделана как раз на динамичный сюжет и приключения.
Глобальная катастрофа. Немногие земляне укрываются в специальных ковчегах для того чтобы переждать опасные времена и спустя тысячу лет вернуться на поверхность Земли.
В книге два главных героя – Майра Джексон, которая живет в подводном ковчеге с теократическим общественным устройством, и Аэро Райт - член военизированного общества, построенного в космическом ковчеге. Срок службы убежищ на исходе, нужно выйти из скорлупы обратно на поверхность. Защитники привычного уклада с этим категорически не согласны.
Придуманный Броуди мир необычен. Но сюжет вполне традиционен, а герои не отличаются особой яркостью и убедительностью. Много огрехов, типичных для дебютного романа. Книге не хватает оригинальности, повестью о дружбе, взаимовыручке и противостоянии молодости и тоталитаризма, мало кого удивишь.
Впрочем, у нас выходит не так много переводной научной фантастики для подростков, чтобы мимо этой книги можно было без колебаний пройти мимо.