Кино и ТВ
1317

Займемся эскапизмом?

Займемся эскапизмом?

Эскапизм - есть такой термин в философии и социологии. Он означает бегство от действительности. Многие телевизионные программы и даже целые каналы это наше желание обслуживают.

В самом деле за окном - пятиэтажки, мусорка, маленькие пенсии и коррупция, а на экране - лазурное море, белоснежный песок, красивые люди...

Классический эскапистский канал у нас - это «Пятница!». На нем не увидишь ни политики, ни экономики, ни происшествий. Ничего, что может расстроить или взбудоражить. Я сам, грешным делом, все чаще включаю его, когда вожусь на кухне или по дому. Ведь даже на спортивном «Матч ТВ» проблемы: правильно ли, к примеру, рулит нашей футбольной сборной новый тренер Карпин? А на «Пятнице!» самый большой вызов - переоборудовать убыточное кафе (программа «На ножах») и научить провинциальных поваров готовить, а официанток - встречать посетителей. А еще там соревнуются повара и кондитеры («Адская кухня» и «Кондитер»), к многолетнему хиту о путешествиях («Орел и решка») добавился «Мир наизнанку». Невесты соревнуются, у кого красивее будет свадьба («Четыре свадьбы»), а комики-мужчины соперничают с девушками в треш-конкурсах в передаче «Бой с герлс». В то же время все, что печалит или задевает, с канала изгоняется. Не пошла в свое время программа «Попроси у неба», где исполнялись желания смертельно больных детей. И «ДНК-шоу» с Лолитой, где хоть краешком, но говорили о болезнях и утратах, прикрыли.

Не скажу, что это мне не нравится. Как говаривал старик Фрейд: «Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Для того чтобы вынести такую жизнь, мы не можем обойтись без средств, дающих нам облегчение». Для того чтобы мы забылись, работают целые отрасли. Голливуд, к примеру. Или те, кто сериалы снимает. Да и мы с моей сестрой и соавтором романы пишем, чтобы подарить читателям отдохновение, то есть занимаемся эскапизмом в чистом виде.

Какое время - такие и программы в цене у зрителя. 30 лет назад все жаждали перемен, оттого и смотрели «Взгляд» и «До и после полуночи». Потом ценилась злободневность, и НТВ гордо провозглашало: «Новости - наша профессия». Дальше наступило время «интриг - скандалов - расследований». Теперь у людей настроение забыться. Оттого и рейтинги «Пятницы!» летят вверх.

А недавно сообщили, что «Пятница!» подала заявку на регистрацию товарных знаков «Суббота!», «Воскресенье!» и так далее по дням недели в качестве названий телеканалов. По «Субботе!» вещание уже началось, и там тоже сплошная развлекуха. Наверное, и «Воскресенье» будет таким же. А вот «Понедельник» (если судить по имени) должен стать вроде былого «Взгляда»: деловым, злободневным, критическим, острым... Но доживем ли мы до «Понедельника»?

Сергей Литвинов,

писатель и сценарист.

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Нам важно ваше мнение!
Поделиться
Обсудить тему
Комментарии (0)