В начале сентября Сергею Гармашу исполнилось 60 лет. Он на пике своей формы.
- Сергей, у вас очень богатая фильмография. Какие роли можете назвать знаковыми для себя?
- Вспоминается сразу роль в фильме «Отряд», моя первая большая роль, которая стала в некотором смысле путевкой в жизнь, крещением. Затем фильм «Армавир», в котором меня снимал Вадим Абдрашитов. А еще картины «12» Никиты Михалкова, «Нежный возраст» Сергея Соловьева, «Любовник» Валерия Тодоровского, «Свои» Дмитрия Месхиева...
- Почти во всех фильмах вам достаются брутальные, жесткие, а иногда и жестокие мужские роли. Скажите, никогда не хотелось сыграть человека с тонкой душевной организацией?
- Ну скажите, как с такой физиономией можно играть Ромео? В юности, конечно, хотел. Но теперь смирился, понимаю, что это мой типаж, и я в некоторой степени его заложник. Конечно, жду, когда мне предложат сыграть ранимого, беззащитного человека. Но рад и тому, что предлагают.
- А что для вас главное при выборе роли?
- Главное, пожалуй, - это характер роли. Хорошая история, которую можно сыграть. К примеру, Сергей Снежкин во всех картинах предлагал мне только такие роли. И в «Белой гвардии», и в сериалах «Следователь Тихонов», «Брежнев», и в фильме «Так сложились звезды». Там роли были сильные, интересные. И я играл с интересом, на одном дыхании, можно сказать.
- Кого, кроме Снежкина, можете назвать своим режиссером?
- С теми, кто меня уже снимал. Михалков. Соловьев, Лунгин, Чухрай, Абдрашитов, Тодоровский, Месхиев...
- Однако от одной роли в фильме Лунгина вы все же отказались, ее сыграл Петр Мамонов. Не было обидно, когда смотрели фильм?
- Я не могу сказать об обиде или досаде. Но были сомнения: может быть, не стоило отказываться. Другое дело - я же понимаю, что так, как сыграл Петя Мамонов, я бы все равно сыграть не смог. Иная органика, что ли...
- Что для вас неприемлемо в кино, можете сказать?
- Пожалуй, пошлость. Я ее не терплю. А все остальное приемлю. Даже мат, если он уместен, а не ради эпатажа и пиара.
- А на критику по-прежнему остро реагируете? Помнится, на одном из фестивалей девушка высказала свое критическое замечание, а вы на нее так накинулись...
- Я не люблю глупость, апломб всезнаек, а не критику. Хотя резким бываю, это правда. А на критику вообще реагирую редко.
Однажды худрук нашего театра Галина Волчек метко заметила: «Над сегодняшней критикой театральной написала бы такой общий лозунг: «Не любите ли вы театр так, как не люблю его я?» Это очень точно в отношении театра. Но есть еще один показатель - касса. Ее трудно обмануть, и в кино тоже.
Вот, к примеру, фильм «Движение вверх». Там и полные залы, и люди, которые плакали - мужики ревели, украдкой глаза вытирали. Ну а критики, как всегда, нашли в фильме изъяны. И что из этого? Да мне по большому счету их мнение неинтересно.
- А еще некоторые румяные критики обвиняют вас во всеядности, говорят, что соглашаетесь сниматься в низкопробных сериалах. И даже в качестве примера приводят «Каменскую»...
- Ну из «Каменской» я вовремя ушел. Хотя именно этот сериал принес мне известность. Так что не жалею ни о чем. Вообще ни в одном виде искусства не бывает такого, что хорошего больше, чем плохого. Я, конечно, не сравниваю себя с великими, но Лев Толстой, например, написал 90 томов, и только несколько из них можно считать шедеврами. И Достоевский, и даже Моцарт в своем жанре написали много, а гениального и значительного там - дай бог, десятая часть. Чего же мне такие претензии предъявляют?
- Вы не любите говорить о семье. Но все-таки как-то сказали, что считаете: каждый человек должен отслужить в армии, и в качестве примера привели своего сына, которого, дескать, к службе уже начали готовить.
- Я и сейчас могу это повторить. Иван уже шестиклассник. Я с ним строг. Интернетом дома не разрешаю лишний раз пользоваться - только по делу. Хотя и сына, и дочь я не заставляю заниматься пением, танцами, музыкой, но требую, чтобы они читали много, смотрели по выходным качественное кино. А по поводу армии - если парень здоров физически и психически, ему надо служить. Я это по себе знаю...
Андрей Князев.
FOTODOM