«Чтобы снять хороший фильм, вам нужны три вещи. Это сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Так говаривал непревзойденный создатель триллеров Хичкок.
Да, затейливая и умело рассказанная история в кино - это главное. А в сериалах особенно. Потому что полнометражный фильм должен удержать нас у экрана в течение полутора часов, а сериал - пять или десять вечеров подряд. И в идеале - следующий сезон заставить ждать.
О том, как важен сценарий, создатели фильма обычно прекрасно понимают. Но часто случается, что сроки поджимают, пора снимать. И пусть в истории, придуманной сценаристами, что-то недотянуто, недокручено, недодумано - возникает искушение: может, режиссер как-нибудь извернется, а актеры блестяще сыграют? Музычка вывезет, трюки? И зритель дырок в сюжете не заметит?.. Но упования эти обычно бывают тщетны.
Так и в сериале «Подражатель». Очень хотелось его создателям сделать забойную историю о маньяке, как на Западе, чтобы с кровавыми убийствами, запутанным расследованием. Эта тяга к убийствам привела к тому, что сериал получил категорию «18+» и демонстрируется лишь на интернет-портале. И если его покажут в эфире, то где-нибудь глубокой ночью.
Завязка-то в сериале ловкая: и мелодраматическая, и детективная одновременно. В Питере происходит серия убийств, которые до странности напоминают преступления 20-летней давности. Полковник Орехов со своей командой берется за следствие, а в качестве помощника приглашают преступницу: она мотает срок за те самые убийства, которым подражает нынешний душегуб. И выясняется вдобавок, что у полковника с той преступницей был роман и даже дочка родилась. Теперь дочь выросла, стала судебным психологом и тоже в расследовании участвует. Так они и ведут следствие одной большой семьей: полковник, его былая любовница-убийца, их незаконная дочь и муж дочери, тоже полицейский. Неправдоподобно до ужаса, но даже интересно, как они там выясняют свои отношения 20 лет спустя...
Само же расследование тащится улиткой. Герои то и дело совершают странные немотивированные поступки. Возникают томительные дыры в сюжете, когда персонажи пересказывают друг другу события прошлых серий, на языке циничных сценаристов это называется «размазывать белую кашу по белому столу» - нагонять объем. Развязка оказывается, слава богу, неожиданной, но тоже совсем необоснованной.
И не спасает ни прекрасный Евгений Дятлов в роли полковника, ни чудные виды Питера, ни щекочущие нервы убийства в каждой серии.
Эх, почаще бы вспоминали наши сериалостроители старину Хичкока! Ведь когда сценарий недокручен, ни актеры, ни режиссер, ни оператор фильм не спасают.
Сергей Литвинов,
писатель и сценарист.
Фото: Pixabay.com