Мало какие проекты умудряются окупить сами себя. А тех, что приносят прибыль, вообще единицы.
Это происходит из года в год: фильмы, в которые вкладываются бюджетные средства, как правило, не являются коммерчески успешными. Кассовые сборы оказываются очень скудными.
Деньги кинематографистам у нас выделяет Фонд кино и отдельно Минкультуры, которое, впрочем, и Фонд кино тоже курирует. То есть две организации решают, кому и на какой проект дать государственную субсидию. Ее дают либо на безвозвратной основе, либо на возвратной в виде ссуды. Но по большому счету Фонду кино и Минкультуры все равно, принес фильм прибыль или не принес, они в распределении этой прибыли участия не принимают. А вот нам не все равно! Потому что если фильм никакой прибыли не принес, то получается, что он не нравится зрителям. Зачем же тогда на него выделили деньги, или точнее, выбросили их на ветер?
За все время существования Фонда кино успешными стали всего 12 процентов картин, на которые были потрачены бюджетные средства. Если смотреть по годам, то становится совсем грустно. Например, в 2022-м Фондом кино было профинансировано 26 фильмов. Окупился только один - «Молодой человек». Только окупился, а не принес прибыль!
В 2023-м из 18 фильмов окупились пять: «Чебурашка», «По щучьему велению», «Вызов», «Поехавшая» и «За Палыча!». Некоторые из них даже стали коммерчески успешными. Прогресс? Но тогда вот ложка дегтя: в том же 2023-м еще 30 проектов поддержало Минкультуры. А прибыль принес только один - «Папа против мам». Однако киновед Александр Шпагин считает, что все не так плохо, как кажется. Более того, показатели успешности фильмов надо искать не там, где привыкли!
- У нас в кинематографе нереальный подъем! - уверен Шпагин. - Например, «Чебурашка» принес баснословные прибыли (при затратах 849,6 млн руб. сборы от фильма составили 6,77 млрд руб. - Ред.). Такого не было за последние 30 лет вообще! Могу сказать, что подъем начался с фильмов «Движение вверх» и «Последний богатырь». Потом пандемия немного все это притормозила. Помню, Валерий Тодоровский недоумевал, почему такой мощный фильм, как «Серебряные коньки», провалился в прокате. Однако успешность фильмов давно уже не определяется сборами в прокате. Теперь все зависит от интернет-платформ. Большая часть зрителей переместилась туда. Вот и надо смотреть цифры не по прокату, а по платформам. Виртуал надо смотреть! Там сейчас нереально богатое коммерческое пространство. Мы не знаем фамилии хозяев платформ, но на сегодняшний день это нереальные олигархи. Именно среди них сейчас крутятся запредельные деньги. А если там такая коммерческая отдача, то разве можно сказать, что у нас снимают слабые фильмы, которые себя не окупают? Судить об их успешности по прокатным показателям - это некая устаревшая условность. Сейчас во всем мире кинотеатры просто закрываются. А у нас пока не закрываются. И даже новые открываются на месте тех, что были закрыты в пандемию. Вот поэтому пока и судят фильмы по цифрам проката. Но в любом случае все хорошо у нас в кинематографе. Ни о каком кризисе говорить не приходится.
Михаил Нечаев.
Фото: PXHERE.COM