Стало известно, какие фильмы получат финансирование из госбюджета в 2026 году. И этот список ясно показывает, какие течения в кинематографе стали самыми полноводными...
Из всех потоков, в которые будут вливать государственные деньги, самый мощный — это сказочный. В этом направлении устремились самые крупные кинокомпании, так называемые мейджоры. У них есть все возможности, чтобы запускать и снимать проекты собственными силами, - деньги, кадры, инфраструктура. Тем не менее они тоже претендуют на господдержку. В этом году список фильмов от лидеров отрасли, которые получат деньги от Фонда кино, насчитывает 15 проектов, из которых 10 - сказки в чистом виде: «Аленький цветочек», «Весельчак У», «Волшебник Изумрудного города. Возвращение домой», «Как Иван в сказку попал», «Колобок», «Незнайка», «Приключения старика Хоттабыча», «Садко», «Снегурочка», «Чудо-Юдо». А два фильма - «Неандерталец» и «Холоп-3» - являются фантастическими комедиями, то есть имеют все ту же сказочную основу.
Второй список — это фильмы от компаний помельче. Он состоит из 17 названий. И там преобладают триллеры и мрачные философские драмы - «Айза-17», «Падший», «Черный шелк» и т. д. Даже затесавшаяся в список литературная сказка «Левша» обозначена как «историческая драма».
Получается, что наш кинематограф выбрал два совершенно четких русла. Одно - безмятежное, с чудесами и знакомыми персонажами. А в другом - все, что щекочет нервы. Понятно, что компании не снимают все подряд. Чтобы заработать на своих проектах, они прежде всего анализируют зрительский запрос. И получается, что запрос именно такой - на сказки и на ужастики. Но почему?
- Мы все сейчас находимся в состоянии коллективной тревожности, нестабильности и информационного перегруза, - говорит психолог Анна Ковалевская. - Это и формирует зрительский спрос. Во-первых, возникает потребность больше времени проводить с семьей. А сказки как нельзя лучше подходят для семейного просмотра. Во-вторых, сказки позволяют даже взрослым окунуться в комфортный мир, где все проблемы решаются взмахом волшебной палочки или еще каким-то чудесным образом, а добро всегда побеждает зло. Сказки выполняют функцию психологической защиты. А еще они для релакса. Как и триллеры! На них всей семьей не пойдешь. Но с друзьями, с мужем/женой или даже в одиночку люди идут на такие фильмы массово. Это возможность прожить страх, тревогу и другие сложные эмоции в безопасной обстановке. Мрачные драмы для этого тоже годятся. Они позволяют разрешить какие-то свои внутренние конфликты через отраженные в фильмах дилеммы и через сопереживание героям. «Сказочное» и «мрачное» - два разных инструмента психологической регуляции. Но они оба позволяют снять стресс и восстановить ресурсы. Поэтому мы и наблюдаем большой спрос именно на эти жанры.
Лидия Мезина









