Кино и ТВ
1085

Алексей Гуськов: «Хочется, чтобы люди об этом узнали»

Алексей Гуськов: «Хочется, чтобы люди об этом узнали»

На телеканале «Россия-1» стартовал сериал, который точно будут обсуждать. Известный режиссер, популярные актеры. Но главное - тема.

«Седьмая симфония» - это история об одном из самых невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда...

Весна 1942 года. После первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра получает важное правительственное задание - исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным, от оркестра остались всего несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!»

- Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов (актер сыграл главную роль - дирижера Карла Элиасберга, а также выступил в качестве продюсера). Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в блокадном Ленинграде. Но как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего, - признается режиссер сериала Александр Котт. - Наш фильм - это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли.

Исполнители главных ролей играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной - партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля.

- Гобой, на котором я играю, очень сложный инструмент, - говорит актриса. - Я училась правильно держать инструмент, расставлять пальцы, делать вдох и выдох, не фальшивить и правильно передавать настроение. И мне было очень приятно, что мои партнеры помогали мне в этом. Вообще, несмотря на такую сложную тему, у нас была очень светлая атмосфера на площадке. За время съемок мы действительно стали настоящим оркестром, одним целым. Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый из них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий. Нам хотелось, чтобы люди узнали имена тех, кто, может, и не держал оружия, и не был на передовой, но при этом совершил равноценный подвиг.

Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра в российско-французской картине «Концерт». Однако перед съемками «Седьмой симфонии» Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко.

- Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал, - рассказывает Алексей. - Готовясь к съемкам, я читал воспоминания о нем Евгения Светланова и других дирижеров, мы с режиссером Сашей Коттом даже ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки», - это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга незаслуженно недооценен. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нем и низко ему поклонились.

Кстати, дата премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде была выбрана не случайно: есть сведения, что на 9 августа 1942 года приказом Гитлера был назначен парад победителей на Дворцовой площади. Офицерам вермахта даже раздавали пригласительные на торжественный банкет в ресторане гостиницы «Астория», которую, как говорили ленинградцы, ради такого случая фашисты не бомбили. Как вызов врагу именно на этот день в Большом зале Ленинградской филармонии был объявлен исторический концерт. В день премьеры симфония Шостаковича транслировалась по радио. Из уличных громкоговорителей ее слушали жители Ленинграда и его защитники. Концерт длился 80 минут. И ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии.

- Для меня как для каждого ленинградца или петербуржца эта история особенная, очень личная, очень болезненная, - говорит Елизавета Боярская, которая сыграла флейтистку Веру Преображенскую. - Потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом, действительно вложить в это часть своего сердца...

Ксения Позднякова.

Фото: «РОССИЯ-1»

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Нам важно ваше мнение!
Поделиться
Обсудить тему
Комментарии (0)