Новости культуры и искусства
2805 | 0

Гергиева попросили не ставить себя в центр искусств

Гергиева попросили не ставить себя в центр искусств
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Эксперты и общественность осудили маэстро Валерия Гергиева. Точнее, не его самого, а идею объединить под маркой Национального центра искусств Мариинский театр, Петербургскую консерваторию, Академию русского балета им. А.Я. Вагановой и Институт истории искусств. Борьба против всяческих объединений в культуре становится приметой времени.

О том, что Валерий Гергиев положил глаз на здание Российского института истории искусств, говорят с весны - именно тогда здесь разразился первый громкий скандал, заставивший ученых-искусствоведов выйти на улицы. Они выразили возмущение захватом учреждения и перспективой замены директора. Впрочем, слушать их никто не стал: несмотря на протесты, многолетнего и уважаемого сотрудниками директора Татьяну Клявину уволили, а взамен назначили Ольгу Кох из Университета культуры и искусств (по-народному - «кулька»).

Произошло это, как выяснилось, вовремя: всего через пару месяцев всплыла новость о создании Национального центра искусств с участием среди прочих и этого института. Надо ли говорить, что новый руководитель не возражала против объединения. Впрочем, окончательно сдавать вверенное ей учреждение не решилась даже она, упомянув о своих сомнениях.

ТЕАТР - ЭТО КОММЕРЦИЯ

У дирекции Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова никаких колебаний не было. Консерваторцы моментально выпустили заявление, где высказались категорически против объединения с соседями (здания учебного заведения и Мариинского театра находятся через дорогу друг от друга). А спустя несколько дней организовали общее собрание профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, ассистентов-стажеров и сотрудников консерватории, постановив: «Превращение высшего музыкального учебного заведения в одну из структур театра не только поставит под угрозу образовательные традиции Санкт-Петербургской консерватории, но и нанесет непоправимый ущерб уникальной системе музыкального образования».

В качестве аргументов в консерватории приводят факты, что далеко не все специальности, которым здесь учат, востребованы именно в театре. Как, например, быть с факультетом народных инструментов, кафедрой этномузыкологии и древнерусского певческого искусства, кафедрой камерного ансамбля?

«Театр и консерватория - учреждения разного профиля. Театр - прокатная, коммерческая структура, консерватория - образовательное учреждение. Санкт-Петербургская консерватория готовит кадры не только для Мариинского театра. Ее выпускники работают практически во всех ведущих театрах и оркестрах Санкт-Петербурга, России и мира», - подчеркивают в учреждении.

Валерий ГергиевРЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ?

В свою очередь Академия русского балета собрала пресс-конференцию, где ректор Вера Дорофеева окрестила происходящее «рейдерским захватом».

- Какие-то отголоски этой истории до меня доносились, но я думала, что это бред - нам все-таки 275 лет, наша школа имеет свои традиции, педагогов, свой устав, - удивляется ректор.

Тем неожиданнее для нее было услышать заявления Гергиева, говорившего о нехватке молодых талантов для Мариинского театра и о том, что теперь коллективу приходится искать молодых танцовщиков в провинции.

- Право первого выбора артистов из наших выпускников и так принадлежит Мариинскому театру, - парирует Дорофеева. Вера Алексеевна опасается, что слияние с театром приведет к отъему площадей у академии. В театре не хватает балетных залов для занятий, в этой ситуации общежития учебного заведения - еще один лакомый кусочек. Театр со своими специфическими вкусами в выборе постановок непременно повлияет на образовательный процесс, считают «академики».

- Каждая реорганизация преследует какую-то цель, - говорит профессор академии Адоль Хамзин. - Вероятно, надо улучшить работу Академии русского балета, консерватории. А раз так, этим должен заниматься руководитель, прекрасно разбирающийся в балете, в музыке, в театральном искусстве. Но как может человек управлять такой махиной, когда он руководит двумя театрами, концертным залом и находится за рубежом, поскольку у него есть контракты с театрами Европы?

КТО СТОИТ ЗА ПИСЬМОМ?

Самую интересную и парадоксальную мысль высказала теперь уже бывший директор Российского института истории искусств (РИИИ) Татьяна Клявина. Она, как член экспертных сообществ правительства РФ, видела документы, о которых идет речь: проект указа президента, его обоснование, а также письмо Гергиева, где маэстро говорит о провале ведомственного образования и необходимости улучшения подготовки кадров.

- Вы же понимаете, что не Гергиев готовил эти бумаги. Есть люди, которые пока не выходят из тени, - заявила она. - Эти люди не дают подробного обоснования, что будет происходить в новой структуре. Они предлагают внести изменения в учредительные документы заведений, но какие изменения - не уточняют. То есть вброшена идея без какого-либо экономического, культурологического, политического обоснования.

Татьяна Клявина особо отмечает, что в документах «настойчиво предлагается освободить будущий Национальный центр от законодательно закрепленных процедур, связанных с осуществлением госзакупок». Они будут проходить в закрытом режиме. Знакомый сценарий, не правда ли? Нечто похожее страна наблюдает на примере ныне реформируемой РАН.

- Государство потом и кровью боролось за прозрачность! - возмущается экс-директор. - На сегодняшний день непрозрачны госзакупки только двух структур - судебной системы и судебных приставов. Все остальные, включая администрацию президента РФ, обязаны выставляться на сайте госзакупок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Клявина, экс-директор российского института истории искусств:

«В документах «настойчиво предлагается освободить будущий Национальный центр от законодательно закрепленных процедур, связанных с осуществлением госзакупок».

По мнению экс-директора РИИИ, документы составлялись людьми, далекими от театра: в них передергиваются факты относительно работы дирекции императорских театров, которую якобы должен возродить Национальный центр:

- Воссоздать систему императорских театров и дирекцию императорских театров невозможно без воссоздания империи и имперского управления. Сама идея бессмысленна. Она может греть чей-то слух, но по сути это невозможно, - констатирует Клявина. И приводит сюжет из недавнего прошлого, когда под эгидой Министерства культуры РФ была организована система федеральных агентств.

- Были потрачены огромные деньги: все меняли печати, бланки, перерегистрировались, под агентства набирались штаты, разрасталось министерство... Но вся эта система не смогла функционировать, потому что она была неудачно выстроена, сразу начались конфликты. И министерство - высшая структура - оказалось ненужным. Через четыре года реформа была признана неудачной и все вернулось на круги своя. Но никто не понес за это ответственность в правительстве.

КУЛЬТУРНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ ГЕРГИЕВА

За прошедшую неделю против создания Национального центра искусств высказывались знаменитые деятели культуры - от коллеги и предшественника Гергиева на посту главы Мариинского театра, нынешнего руководителя Петербургской, филармонии, Юрия Темирканова до председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина.

- Дурной пример заразителен - в регионах сейчас тоже начнут своей властью объединять театры, присоединять к ним учебные заведения, постепенно дойдет дело и до музеев и библиотек... Мы получим эффект домино, - убежден Калягин.

- Всякое объединение в культуре - чрезвычайно опасное и рискованное дело, - высказывает свое мнение писатель Даниил Гранин. С его легкой руки за Национальным центром в Петербурге закрепилось шутливое название «культурный комбинат», а молва дополнила: имени Гергиева.

Сам Гергиев происходящее в Санкт-Петербурге до сих пор не комментировал - во время конфликта дирижер находился в США. Да дело и не в уважаемом маэстро. Планы различных объединений (не только в музыкальной сфере) вынашиваются в Министерстве культуры РФ давно. Это, в частности, подтвердил худрук Александринского театра в Петербурге Валерий Фокин, которому предлагали в свое время объединиться с БДТ. Тогда режиссеру удалось объяснить чиновникам, что это неуместно: слишком разнятся характеры театров. Удастся ли внушить это следующим креативщикам?

Леся Петрова

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.