Московская премьера одноактного балета «Әлем» состоялась на днях на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Показ прошел в рамках фестиваля «Россия – Казахстан XXI век» под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.
«Әлем» – первый крупный спектакль в репертуаре казахстанского хореографического коллектива «Astana Ballet». Хореографом-постановщиком выступил Никита Дмитриевский. В работе над спектаклем приняли участие: сценограф Леонид Басин, художник по костюмам Ася Соловьева, художник-орнаменталист Светлана Иванова. Музыку к балету написали композиторы Арманд Амар и Булат Гафаров, а либретто было создано Никитой Дмитриевским в соавторстве с известным казахстанским поэтом Бахытом Каирбековым.
В основу балета «Әлем» положен традиционный казахский эпос – история рождения Души и ее тернистого пути с небес на землю. Согласно легенде, все человеческие Души – это листья Древа Жизни. Однако обрести земную оболочку могут лишь избранные – те, кого выберет Богиня-Прародительница Ак Ене. Чтобы попасть на землю Душе необходимо пройти серьезные испытания. В них Светлая сторона Души – Джан – должна набраться сил и стойкости и победить свою Темную сторону – Джин. Только так рождается по-настоящему красивая Душа человека, Божественная Вселенная, имя которой Алем.
Оригинальная постановка, представляющая собой синтез традиционной казахской культуры и новейших течений в мире танца, в полной мере раскрывает всю философскую глубину тюркского мифа. В балете органично сочетаются шаманские ритуалы и современная хореография, элементы казахских танцев и классические па, древность и современность.
Каждое движение танцовщиц «Astana Ballet» наполнено глубоким смыслом. Безупречная грация и легкость, но при этом невероятная экспрессия и драматизм отличают блистательное трио – Назерке Ахмет (Алем), Зере Исмаилову (Джан) и Жибек Мешитбай (Джин). Слаженное, практически синхронное исполнение не препятствует раскрытию яркой индивидуальности каждой танцовщицы. Идеальную чистоту и отточенность движений демонстрируют и другие балерины. Изящные девушки то застывают, словно статуэтки, то вновь устремляются вперед, подхватываемые магическим течением танца.
Визуальная концепция спектакля очень продуманна и необычна. Под постоянно меняющимся светом софитов костюмы танцовщиц обретают разнообразные оттенки, показывая, насколько душа человека переменчива в своих чувствах и действиях. Привлекает внимание и сложный видеоряд, усиливающий впечатление от происходящего на сцене. Его элементы – бесконечное движение облаков, бескрайние казахские степи, древняя обсерватория Домбаул – призваны подчеркнуть величие и одновременно безжизненную холодность мира, пока в нем не появилась Живая Душа.
Так же как и в хореографии, в музыке спектакля объединились самые разные стили и жанры. Плавные, естественные переходы от минималистских паттернов к молитвенному пению, чередование лирических мелодий, связанных общими интонациями, добавили балету целостности и превратили отдельные эпизоды в единую канву повествования.
Показ балета «Әлем», без сомнения, стал ярким событием в культурной жизни столицы. А превосходное исполнение, нетривиальная, динамичная хореография и интересные визуальные эффекты по достоинству заслужили овации и искренний восторг московской публики.