В правительстве и Госдуме прорабатываются меры по спасению деятелей культуры от проблем, возникших в связи со спецоперацией на Украине.
В то время как сами артисты не совсем понимают, зачем и как их собираются спасать...
Премьер-министр Михаил Мишустин на днях заявил, что «любой деятель культуры, пострадавший за свои убеждения, не просто вправе, а должен рассчитывать на полную поддержку как правительства Российской Федерации, так и министра (культуры)». Очевидно, что речь идет об артистах, которые выразили четкую патриотическую позицию, поддержали спецоперацию и вообще политику родного государства и за это как-то пострадали.
- А кто именно пострадал? И как? - удивляется концертный промоутер Сергей Лавров. - Вроде бы только с дирижером Валерием Гергиевым расторгли контракты на Западе. Но ему уже что-то предложили взамен у нас (Гергиеву предложили возглавить объединенную дирекцию Большого и Мариинского театров. - Ред.). А кто еще? Кто из артистов попал в сложное положение? Не знаю даже... Ну, допустим, найдутся пострадавшие. Я не совсем понимаю, как им будут помогать. Артисты вообще немного напуганы предыдущим опытом. Вспомним, как во время ковида некоторые из них, у кого зарегистрировано ИП, обратились за выплатами... Там можно было получить по 12 тысяч рублей на сотрудника. И вот бухгалтеры некоторых артистов решили подать документы на эту компенсацию. От имени Николая Баскова, от имени Валерии и Иосифа Пригожина и других были поданы заявки. Но когда народ об этом узнал, такой хейт начался! Денег дали по 12 тысяч, а скандала было на миллиард! Осудили, оплевали артистов за эту господдержку: «А-а-а, нищих из себя строят, а сами сидят в золоте, в шоколаде!» Поэтому сейчас они сто раз подумают, стоит ли обращаться за какой-либо помощью. Непонятно также, о какой господдержке на этот раз идет речь. И есть ли вообще смысл, скажем так, заморачиваться, чтобы ее получить... Но на самом деле я не вижу вообще, чтобы кто-то пострадал. Даже среди тех, кто четко высказал свою позицию. У них все равно сейчас есть какие-то концерты, корпоративы, заказники. Ну кто у нас пострадал? Наверное, как раз те, кто выступил против и уехал за границу. Вот у них теперь концертов не будет. Но как раз им и не будут помогать. У нас по большому счету артисты, которые любят свою страну, которые любят своего зрителя, продолжают работать и зарабатывать. Артисты не бедствуют, мне кажется.
Впрочем, чиновники убеждены, что бедствуют. Причем не те, кто ведет самостоятельную деятельность, а артисты театров, киностудий, цирков, филармоний и т. д. Поэтому Минтруд подготовил законопроект о гарантированном минимуме зарплаты в случае творческого простоя. Даже если у творческого работника нет никакой работы - он не задействован, например, в спектаклях или репетициях, - ему все равно должны будут платить оклад не ниже МРОТ по региону.
- Так а в чем тут новшество? - поинтересовался худрук театра «Модернъ» Юрий Грымов. - Если речь идет о штатных сотрудниках государственных учреждений культуры, то эта норма - гарантированный оклад даже в ситуации простоя - давно уже существует. Минимальная зарплата для каждого артиста заложена в бюджет. Но надо понимать, что это, конечно, очень небольшие деньги. И артист получает некие дополнительные выплаты от успеха спектакля и вообще от успеха деятельности того учреждения, где он оформлен. Когда я пять лет назад пришел в театр «Модернъ», то тут как раз все артисты жили на этот минимум. Были дешевые билеты, низкая посещаемость. Сейчас все изменилось. И все актеры получают очень приличные деньги. Мы ведь играем 28 спектаклей в месяц! Мы зарабатываем! Когда театр активный, то деньги от внебюджетных поступлений (от продажи билетов, например) как раз и уходят на выплаты актерам и на премии. А самый минимум артисты в любом случае везде получают. Я удивлен, что возник этот законопроект, потому что это все и так уже есть.
Лидия Мезина.
Фото: «РОССИЯ-1»