Новости культуры и искусства
5743 | 0

Алексей Гуськов: «Я не волк-одиночка, просто друзей мало»

Его путь - всегда по нарастающей. Когда-то - “Волкодав”, “Классик” и “Мусорщик”. Некоторое время назад - Никита Голощекин, “Рагин”, “Отец”. Вчера - французский “Концерт”, итальянский “Итальянские сюжеты”, немецко-русско-украинский “4 дня в мае”, приз за лучшую мужскую роль из рук легендарного Робера Оссейна на кинофестивале в Онфлере и орден Дружбы.

Алексей Гуськов: «Я не волк-одиночка, просто друзей мало»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Он живет не оглядываясь назад, поэтому не любит ворошить свое актерское прошлое, да и прошлое вообще. Очень непростой, заковыристый, притягивающий зрителей какой-то невероятной, известной одному ему магией.

- Алексей, за последние пять лет столько событий в вашем творчестве. Фильм “Концерт”, где вы сыграли главную роль, получил национальную итальянскую кинопремию “Давид ди Донателло” (итальянский аналог “Оскара”). Вы снимались в Италии, Германии...  Что для вас самого стало самым ярким событием?

- Самое яркое то, что я стал много ездить. Стал работать в Европе. А значит, встреча с другой культурой. Поверьте, из всех занятий это самое-самое интересное. Если бы я был олигархом, знаете, в какой-то момент, посчитав, что все, уже хватит денег (там бывает - что хватит!), я бы занимался только благотворительной деятельностью и путешествовал по миру. Бесконечно. Учил бы языки, общался... Язык - это невероятная штука!

Турецкий Гамбит
«Турецкий гамбит»

- Правда, что для роли дирижера в “Концерте” вы  учили французский?

- Вообще фильм “Концерт” сыграл очень большую роль в моей жизни, потому что он мне много чего открыл. Я поработал во Франции. Не как турист, а как “работник” познакомился с французами, с их повседневной жизнью.

И кроме всего прочего это конечно же “высшая лига”. Высокобюджетный фильм, режиссер с мировым именем, европейские звезды. Моя партнерша Мелани Лоран в тот момент уже снялась в “Бесславных ублюдках” Квентина Тарантино. Поэтому я как бы подпрыгнул и чуть подвис в воздухе... требования к тебе больше, чем обычно. Действительно, у меня в договоре было написано, что половину роли я обязан играть пусть с акцентом, но на французском. И за полтора месяца до съемок ежедневно по два часа с педагогом, в машине - диски на французском, только французские телеканалы... И еще минимум 30 уроков у профессионального дирижера.

- ?!

- Режиссер - перфекционист: поэтому сразу договорились о полном погружении в работу: разбираться в нотах, искусстве дирижирования. И в течение четырех месяцев я каждый день по часу проводил с выдающимися дирижерами Франции и России.

- Зато теперь, говорят, можете дирижировать Большим симфоническим...

- Перестаньте, ничего я не могу! Конечно, это была больше актерская работа, нежели работа музыканта, то есть все равно это некий был обман. Но, наверное, погордиться тем, как я это сделал, можно. Был случай, когда 55 музыкантов играли, я “дирижировал” и мы не услышали команду “Стоп”. Я продолжал работать, а они играли. И режиссер сказал: “Ну все - у тебя есть на старость чем подрабатывать!” Шутка, конечно!

- Как вам иностранцы как партнеры?

- Русская актерская школа превосходна! Вызывает восхищение. Мы действительно многое можем глубже, лучше и быстрее, чем они. Но у иностранных артистов свои плюсы.

Отец
«Отец»

Что любопытно, когда ты долго там, уходят прочь все наши некие представления о ком-то. Например, после работы в Италии у меня абсолютно диаметрально противоположное отношение к итальянцам. Вот для вас что это за люди?

- Шумные - “много шума из ничего”, “макаронники”. Эмоциональные...

- С последним соглашусь: громкие, эмоциональные люди. Все остальное ерунда. Итальянцы сегодня - нация, очень непросто зарабатывающая себе на хлеб. Труженики гораздо большие, чем те же французы, немцы или англичане. Я приходил на работу в девять утра, а они уже на своих местах. Уходил в полдевятого вечера, а они оставались. Шестидневная рабочая неделя, чего в других европейских странах невозможно представить. Бывает, шума действительно много, но дело они делают очень четко, внятно и доходчиво. Французы, конечно, профессионалы высочайшего уровня, но, если у них перерыв, все мгновенно останавливается. За деньги - да, но ради какой-то высокой, святой и чистой идеи там никто пальцем не пошевелит. А вот итальянцы могут. И немцы, к слову, тоже могут договориться внутри коллектива и потрудиться. Главное, чтобы никто ни в какие профсоюзы “не стуканул”. У французов это невозможно.

- А вам, кроме путешествий, чем этот опыт привлекателен? Может, гонорарами?

- Платят не намного больше, чем здесь. Это не те масштабы, за которые можно продаться с потрохами. Мой интерес - это только культура, новые впечатления - неизведанное, неиспробованное...

Понимаете, в определенный  момент познание мира вокруг становится крайне важным. У меня, наверное, сейчас такой период. Тяжело бесконечно строить коммунизм. А я его с 17 лет строю, и все оказывается не так. Только сдал научный коммунизм, а наутро сказали: все неверно. Сейчас будем капитализм строить. Один построили, теперь объявили, что он неправильный - “олигархический”. В общем, правила, которые меняются у нас на дню по десять раз... Да, с одной стороны, объективная реальность, потому что у нас молодая демократия. Но с другой - жизнь у меня одна, другой не будет. Не будет других сорока лет, и пятидесяти не будет других, и шестидесяти, как не было тридцати. Сейчас меня волнует только одно: успеть сделать как можно больше того, что задумано. А время летит, летит, летит... И баловаться в неких движениях масс, участвовать в каких-то собраниях мне совершенно неинтересно. Я считаю, что артист не только зарабатывает деньги (что тоже надо делать), но и высказывается своими ролями. Вот в этом смысл профессии. А поскольку я иногда делаю фильмы как продюсер, то это уже мой круг размышлений, темы, которые недоиграны, недосказаны... Мне этим хочется заниматься.

Мусорщик
«Мусорщик»

- Кстати, что за скандал вышел с военной картиной “4 дня в мае”, которую вы продюсировали. С одной стороны, 10 призов на всевозможных фестивалях, с другой - ее сняли с эфира, вас обвиняли  в извращении исторической правды и даже чуть ли не в “предательстве Родины”...

- Недавно мой коллега, очень мною уважаемый, сказал: “Я фильм не видел, но я о нем читал...” Я не сдержался: “И вам не стыдно? Вы же кинематографист!” Опять получается: “Я Пастернака не читал, но я его не одобряю”. Неприятно то, что люди, не смотревшие фильм, использовали и разыграли художественное произведение в качестве политической карты в предвыборной истерии. Абсолютно политическая возня. Закончилась она так же, как и началась, - из ниоткуда в никуда. Зато из-за поднятого шума картину посмотрели многие. Кто-то потом сказал, что это был такой хитрый ход продюсеров. Люди ведь порой придумывают то, чего и нет.

- Как вы относитесь к критике?

- К критике отношусь с уважением. Написали, значит, заметили.

- Выдающийся оперный режиссер Борис Покровский говорил, что если бы он был президентом, то на три дня запретил в стране все, кроме музыки, и через три дня страна проснулась бы здоровой, богатой и нравственно крепкой. А вы бы какой рецепт спасения нашей многострадальной страны предложили?

- Если серьезно, то музыка, театр и кино не помогают человеку жить. Не надо заблуждаться. Это мы, художники, считаем, что, если человек не ходит в театр, он безнравственен... Нет, нравственность в другом. Шукшин говорил: “Нравственность - есть правда...” И этот поиск нравственности в человеке происходит всю жизнь, это большой труд. И, если человек не будет этого делать, он превратится не в лентяя, не в бестолочь, а просто в скотину. Даже не в “животное”, потому что животное имеет свои совестливые моменты, а именно в скота. А говорить о том, что что-то творится со страной... Про страну это очень сложный разговор. Кто-то говорит, что мы нация, сорвавшая кресты с церквей, расстрелявшая помазанника Божьего... Может, и из-за этого все наши беды? В течение ста последних лет страну беспрерывно трясет. То 33-й, 37-й годы, то война... Постоянное вымывание элиты. Право сильного. И нет никого, кто бы сказал: “Не надо!” Поэтому я не знаю рецепта и не ждите от меня ответа, что виноват конкретно тот или этот. Но историю творят сами люди.

Я летом был в Италии. И вот вам яркий пример, как история делается. Деревня, малюсенький поселок городского типа Сан-Арканджело, где родился великий итальянский писатель, сценарист Тонино Гуэрра. Когда-то там проезжал Леонардо да Винчи и поставил “колесо” для создания орнамента на льняных тканях. Местные жители его не только сохранили, оно единственное в Европе, которое до сих пор работает. Неподалеку музей пуговиц. Основатель коллекции, некий Джорджио, живет на втором этаже, на первом - музей. Школьники приходят, туристы. Пуговицы там собраны по периодам - “период Муссолини”, “период оккупации”, “период СССР”, “Никсон приехал”, “пуговицы космонавтов”... У каждой своя история. С какой любовью собрано, как рассказывается! Рядом какая-то местная жительница свадебные платья шьет. И это тоже маленький музей! Невест в Сан-Арканджело столько нет, сколько там свадебных  платьев... Потом заходишь в ресторанчик, а он тоже непростой... Когда Гуэрра и Феллини работали над “Амаркордом”, они туда захаживали выпить винца и однажды по просьбе хозяина заведения художественно его оформили. Теперь это тоже яркая достопримечательность. То есть история творится конкретными людьми на конкретном месте. К сожалению, чуть ли не самая отвратительная русская черта - хорошо там, где нас нет! А почему мы плохо живем? Вот когда мы сами это поймем, когда мы начнем заниматься собой -  своим домом, своей работой, своей семьей... Я не знаю, почему этого нет. Но, вероятно, из-за вот этих смытых, сбитых за столетие ориентиров.

- Вы сами с оптимизмом смотрите в будущее?

Граница. Таежный роман
«Граница. Таежный роман»

- Так должны же мы верить в лучшее. Поэтому я и не уехал. У меня здесь дети, семья. Мой родной язык русский.

- А вы жесткий человек...

- Вернее гневливый. Чего-то действительно уже с годами не прощаю... Поймите правильно: никто точно не знает, как надо, но жизнь подсказывает, как не надо. Помните, у Высоцкого есть песня “Я не люблю”? И там огромное перечисление того, что он не любит. Это гораздо внятнее и понятнее, чем если перечислять то, что любишь.

- Можете назвать три самых главных ваших “не люблю”?

- Бестактность. Необоснованные претензии. Правда! Это уже не “неприятно”, а именно  “не люблю”. Глупость не по чину. Не когда глупый человек, потому что ему не дано, а когда дано, а он глупо поступает. Не люблю выяснять отношения, потому что считаю: людей переделывать - дело бессмысленное. Много чего не люблю.

- Может, это обманчивое ощущение, но вы производите впечатление человека, который сам по себе, этакий волк-одиночка...

- Нет-нет, я не “волк”. У меня есть друзья. И среди партнеров, и есть из детства друг. Просто их очень мало.

- Поговаривают о вашей дружбе с Люком Бессоном...

- Это неправда. С Люком Бессоном дружит только Люк Бессон... На премьере “Концерта” в Париже он сказал мне кучу комплиментов. Потом он приезжал в Москву на три дня и захотел поговорить со мной о моей занятости, поужинать вместе. А я в этот момент снимался в Питере. Вероятно, отсюда родилась легенда о нашей дружбе.

- И?!

- Я тоже не лишен тщеславия. Приехал, поужинал с Люком Бессоном... У него был международный проект, который не получился пока. Знаю, что, если я ему понадоблюсь, он меня найдет.

- Приведу цитату: “Алексей Гуськов не только один из самых популярных актеров в нашей стране, но и кумир российских женщин. Его герои сексуальны и обладают фантастическим обаянием...” Как вы относитесь к подобным зрительским фантазиям?

- Не знаю. Даже не красуюсь - я вообще об этом не думаю. А то, что мои персонажи нравятся женщинам, - замечательно. Я мужчина и должен нравиться прекрасной половине зрительного зала.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Я надеюсь, что скоро начнутся съемки картины, которую мы уже два года готовим с очень любимым и уважаемым мною немецким продюсером Штефаном Арндтом. “4 дня в мае” мы тоже делали с ним вместе. На этот раз история о любви, без всякой политики, о том, как девушка, потеряв любимого, собирает последние деньги, едет его искать в дальние края - на наш Кольский полу­остров. И встречает... Это еще немножко история про экологию, о том, как мы портим природу, о пингвинах и не пойми еще о чем. Немножко сумасшедшая, но с очень теплым, добрым посылом к зрителям.

- Вы там...

- Сопродюсер и актер. Немецко-российская смешанная группа.

- Вы 12 лет преподаете в Школе-студии МХАТ. Откуда время и главное - желание?

Алексей Гуськов- Да мне нравится с молодыми! У них нет замыленного взгляда, они очень наивно воспринимают окружающее. С годами ведь приходит опыт: такое видел, про это знаю, а в итоге выйдет вот так... И сиюминутное восприятие жизни притуп­ляется. Поэтому благодаря им обучаюсь тоже, мы взаимосовершенствуемся. Живой процесс, и я всегда это повторяю, что в этом его изюминки.

- Ваш старший сын Владимир окончил “Щуку”, стал артистом Театра Маяковского.   Младший, Дмитрий, учится на продюсера...

- Они уже выросли - 24 года и 19. Володя проходит свой путь, и замечательно. Он не пользуется авторитетом семьи - дистанцировался, еще когда учился. Принципиально не пошел работать в Театр Вахтангова, где служит его мама. Все хочет сделать сам.

- Сам решил, сам поступил?

- Да! Ни слова, ни просьбы с его стороны. Ничего. Поэтому думаю: надо бы с ним совместно какую-нибудь историю сделать. Что ж я своему-то не преподавал, не делился?.. Младший тоже самостоятельно идет. Тем более что ему я реально помочь не могу, поскольку сам как продюсер - кустарь-самоучка, а он все-таки системно учится. Правда, прошлым летом я все-таки отправил его на практику в Германию. Он там за месяц повзрослел года на три. Еще бы! Покрасил половину пирса, каких досок настрогал... Словом, прошел не на словах весь процесс создания фильма от бутафорского цеха до офиса, где составляют сметы. Приехал с очень здоровым пониманием, что он “никто”. Что ему нужно учиться и учиться... Замечательное ощущение у человека, который хочет что-то сделать.

- На сцене Театра Вахтангова вы играете в спектаклях “Люди как люди” по пьесе Горького “Зыковы” и “Обычное дело” по пьесе Куни. Для вас это важно?

- Очень важно! Глоток свежего воздуха... Владимир Владимирович Иванов - режиссер этих спектаклей. Его предложение играть Антипу в пьесе М. Горького “Зыковы” - подарок. Количество страстей на квадратный сантиметр пьесы не меньше, чем у Шекспира!

- Раньше вы занимались карате...

-  Ух! Миллион лет назад...

- Поддерживаете форму или уже все давно на автопилоте?

- Да нет, поддерживаю. Какая-то есть система ограничений в питании, алкоголе. Когда появляется время, стараюсь делать всякие упражнения.

- Если в работе все-таки требуется или наступает пауза, чем заполняете?

- Прячусь. Участок в 85 километрах от Москвы, маленький дом, березы... Как только пауза - дня на три прячусь там. Нет интернета, почти не ловит сигнал телефон, с трудом принимает телевизор, там часто отключают свет... Просто великолепно!

Андрей Колобаев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.