Сериал «Кураж», который идет на Первом канале, у многих вызывает недоумение. И даже не о качестве, глубине или художественности речь. Больше удивляет другое - неужели так все и было? Неужели Алла Пугачева, главная певица этой страны, всего лишь миф, придуманный Стефановичем? И без него, великого комбинатора, она просто ноль без палочки? Мы решили обратиться к авторитетным свидетелям и очевидцам.
Автор легендарных хитов Пугачевой того времени, знаменитый композитор Александр Зацепин, песни которого звучат в фильме, на наш вопрос, смотрит ли он «Кураж», ответил категорически: «нет».
- Не интересно, Александр Сергеевич?
- Не смотрю просто потому, что не хочу расстраиваться... Знаете, я же сперва вообще отказался с ними сотрудничать. Они начали моего менеджера уговаривать: дескать, ну что вы, мы уже несколько песен сняли... «А почему же, - спрашивает он, - вы сняли, не договорившись с композитором?» Ну, в общем, уговаривали они, уговаривали. Менеджер мой загнул им какую-то цену - они: ой, нет, это дорого. Тогда я сказал: «Знаешь, не дадут эту цену - не надо им песни отдавать». В итоге заплатили, но я потребовал, чтобы фамилии моей там не было.
- Но неужели вам не любопытно хоть краем глаза взглянуть, что в итоге получилось?
- А я и так знаю... Сначала Стефанович мне позвонил, говорит: «Я снимаю фильм о себе на Первом канале». «Да-а, - отвечаю, - ты, наверное, уже достоин». Сценарий он долго мне не давал - месяц тянул, боялся, что возражать стану. Тогда мне позвонил Дима Харатьян: Стефанович предлагал ему роль Дербенева - он отказался. Дима мне сказал: «Александр Сергеевич, а вам было бы интересно почитать сценарий» - и переслал мне его. Я почитал - был просто в ужасе! От того вранья, которое всегда у Стефановича присутствовало. И я сказал: ноги моей там не будет!
- Какое вранье имеете в виду?
- Ну, разумеется, вранье! Он ведь одеяло тянет на себя - ноги голые совершенно! В какой-то серии говорит: конечно, я Аллу сделал, но она бы и без меня пробилась - талантливый человек... Чего он сделал? Когда он на ней женился, она уже имела ряд песен и получила Гран-при за «Арлекино».
- Вообще по фильму складывается впечатление, что Пугачева никто, ноль просто. И если бы не Стефанович...
- Так я о том и говорю. Он ее сделал, он ее организовал, он ее воспитал. Благодаря ему она стала знаменитой и известной. А Стефанович всего год пожил с Аллой или чуть больше. И потом она говорила: да он, подонок, с моей сберкнижки все деньги снял.
- Хотите сказать, вот эта история о том, что Стефанович придумал Пугачевой некую стратегию, образ, имидж, - все миф?
- Не все миф, но и далеко не все правда. Такой внешний образ у нее и до Стефановича был... Он ей единственное сказал, чтобы она пришла ко мне, чтобы пожаловалась: мол, такая бедная-несчастная, хочет выпустить пластинку... Это я про историю с Горбоносом, когда в фильме «Женщина, которая поет», для которого я сочинил музыку, вдруг появились ее песни. Она же мне не говорила ни про какого мальчика-композитора, она говорила: это мои песни, я хочу выпустить пластинку. А сама сразу понесла их режиссеру - Стефанович с ним договорился. Я, когда это узнал, решил уйти из картины. Пошел к директору студии, ему открыл карты, что никакого Горбоноса нет, это песни Пугачевой. И вставить их вместо моих?! На каком основании? Пожалуйста, пускай она пишет, я уйду из картины, заберу свои песни, и снимайте этого Горбоноса. Он говорит: «Александр Сергеевич, ну мы же тогда просто картину закроем - уже сняли, переснимать денег нет...» И он меня уговорил остаться... Вот так действовал Стефанович. А Алле говорил: сейчас придут корреспонденты, надо сказать, что у тебя пластинка вышла миллионными тиражами. Она возразила: «Но это же не так!» - «Не важно, ты должна делать что угодно, лишь бы о тебе все время что-то говорили». Так она, по-моему, его совету и следует до сих пор...
ИЛЬЯ РЕЗНИК, поэт:
- Немножко посмотрел фильм - больше не буду. Веет от него самодовольством и самолюбованием. Стефановичу всегда не хватало славы, ему нужно было удовлетворить свои амбиции. Ведь жизнь прожита и только флер Пугачевой остался. А что еще? Документальный фильм про «Песняров»? Неудачная картина «Душа» с Софией Ротару?..
Сейчас наступил его звездный час, он может рассказать о том, какой он гениальный продюсер. По-моему, фильм об этом, о себе любимом... Не скажу, что там много вранья. Другое дело - каким языком все это сказано. Очень невыразительно, бытово. И чувствуется только одно: какой гениальный Стефанович, какой он прозорливый, какой умный, как он родил великую певицу. Но не он родил - многие. Есть заслуги Дербенева, Зацепина, Таривердиева, Резника, Паулса... Каждый вложил в меру своего таланта и способностей. И у Стефановича какая-то толика заслуги, не более того.
Но больше всего я не понимаю, зачем этой певице из фильма, которая обладает весьма средними способностями и которую никто не знает, целиком петь замечательные песни, которые любит вся страна. Зачем это делать? Самое интересное, что 15 апреля сразу после серии «Куража» был документальный фильм про Аллу, где она поет практически те же песни, и сразу становится понятно, что это конечно же совсем другой класс.
Вообще, мое мнение, что это позор Первого канала. Хотя, может, руководство этого фильма не видело, может, оно было занято Олимпиадой?..
Дмитрий Мельман
Фото FOTOBANK.COM