Новости культуры и искусства
2155 | 0

«Двумя руками за цензуру!»

«Двумя руками за цензуру!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сегодня на сцене можно все - выходить в трусах, петь вздор про «внутри мартини, а в руках бикини», материться, показывать голый зад... 

Сегодня на сцене можно все - выходить в трусах, петь вздор про «внутри мартини, а в руках бикини», материться, показывать голый зад...

Возможно, поэтому актер Михаил Боярский и предложил ввести цензуру. Удивительно, но большинство коллег его поддерживают.

- Я за цензуру в этой области. Мне кажется, что распущенность художественная не на пользу государству, - считает Боярский. - Должны быть компетентные и толковые люди, которые смогут решить проблемы, не прибегая к насилию, но на первое место ставя нравственные позиции художника.

Было бы великолепно, если бы произведения соответствовали христианской морали и общечеловеческим ценностям. Для будущих поколений - чтобы не пачкались, чтобы были чистоплотными.

Боярскому 69 лет. Половину жизни он работал в то время, когда цензура считалась нормой. Спектакль мог быть снят даже после генеральной репетиции!

37-летний Дима Билан - из так называемого непуганного поколения. Однако он тоже считает, что ограничения необходимы.

- Должны быть структуры, которые каким-то образом фильтруют информацию. Человек нуждается в рамках. От того, что сейчас происходит в соцсетях, мне самому иногда дурно становится. Я человек, который открыт миру, много что видел. Но иногда просто страшно. Должны быть действительно какие-то ограничения! - уверен артист.

Билана горячо поддерживает его ровесник Глеб Матвейчук:

- Я двумя руками за цензуру! У нас в стране почему-то свободу творчества начали понимать искаженно. Культура и искусство должны вдохновлять людей, а не опускать их достоинство. А сегодня со сцены порой можно услышать такое, что к культуре вообще никакого отношения не имеет.

Да, раньше тоже были какие-то исполнители, которые употребляли особую лексику. Но они не имели возможности выйти на большую сцену, появиться в эфирах телеканалов. Сейчас никаких ограничений нет. И нужно понимать, что это будут смотреть и слушать наши дети. И они будут думать, что это нормально.

- Это очень хорошее заявление, - говорит даже записной скандалист Станислав Садальский. - Я вот, например, считаю, что мат недопустим на сцене. Нет, в жизни я люблю ругаться матом, часто его употребляю, но говорить подобные слова с экранов телевизора или со сцены - это за гранью.

Вообще, цензура нужна хотя бы для того, чтобы, во-первых, и в культуру, и в шоу-бизнес могли прийти новые люди. Ведь сейчас же на сцене мы видим одних и тех же, они просто-напросто все оккупировали и никого не пускают. А во-вторых, цензура должна исключить появление в культуре непрофессиональных людей. Но здесь же возникает другой вопрос: а кто будет цензором? Кто, например, будет состоять в экспертном сообществе? Не уверен, что у нас есть достойные.

А вот диктор телевидения Владимир Березин с Боярским и компанией категорически не согласен. По его мнению, в нынешней ситуации никакая цензура невозможна в принципе.

- Какие худсоветы могут быть для Киркорова, Лолиты, Аллегровой? - задает он риторический вопрос. - Это прежде существовал Госконцерт, Москонцерт, филармонии, которые отвечали за качество артистов. А теперь каждый сам по себе. Не пускают в эфир - артист может выложить запись в интернет.

- Я помню, как написал три песни начинающей тогда Ларисе Долиной, - вспоминает советское время композитор Игорь Крутой. - Мы были вызваны на худсовет, в комиссии сидели прославленные советские композиторы. После того как Долина исполнила песни, мне было сказано: «Вы, молодой автор, подождите за дверью». И композиторы стали убеждать ошарашенную Ларису отказаться от моих песен, а исполнять лишь их композиции, и тогда, мол, ее будут записывать, снимать, выпускать на пластинках.

В общем, без резонного вопроса «А судьи кто?», видимо, не обойтись. Особенно сейчас, когда все кругом коммерциализировано. Что же на это скажет власть?

- Есть такая страшная вещь у нас в культуре, которая называется бюрократией. И есть административный регламент, на основании которого действуют чиновники. Так вот эти административные регламенты уродуют нашу культуру! - считает депутат Госдумы, актриса Елена Драпеко. - Потому что невозможно в регламент загнать произведение искусства. Это все равно что оценивать его с помощью весов и сантиметра.

Произведение искусства могут оценивать только эксперты! Только деятели культуры, ученые, какие-то светлые головы могут сказать, хорошо это или плохо, учит, например, этот фильм хорошему или плохому. Да, там есть сцены курения. Но солдат в окопе махорку курит, после этого идет брать Берлин, а героиня фильма «...А зори здесь тихие» спирт пьет. И это не влияет на итог картины, на ее общий смысл. Но чтобы определить это, нужен человек, а не машина, не компьютер и не бумажка.

Иван Попельнюхов,

Оксана Химич.

Фото: Г. Усоев,

FOTOLIA,

FOTODOM.RU,

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM

ГЛАС НАРОДА

«Идет разрушение культуры!»

Большая часть моей жизни прошла в суровом заполярном Норильске. Во время отпусков и командировок в Москву я первым делом старался попасть в мои любимые театры - сатиры, Вахтанговский, Маяковского, МХАТ.

Но в начале 2000-х, услышав на сцене МХТ отборный мат, я был шокирован и перестал посещать театр. Еще большее недоумение вызвало у меня письмо ведущих режиссеров страны премьер-министру Медведеву с просьбой разрешить мат на сцене и в кино. Здравый смысл на сей раз возобладал, и закон о запрете мата был принят. Но что же получается? Известные режиссеры просят разрешить нецензурную брань в искусстве? Абсурд какой-то!

Тургенев и Толстой обходились без ненормативной лексики, и их романы и повести живут до сих пор и будут жить вечно! А нынешние деятели театра и кино сетуют на то, что без мата якобы «обедняется художественный замысел» их произведений. Мне кажется, что этой уловкой они прикрывают свою творческую истощенность и внутреннюю пустоту своих творений.

Наш современник, выдающийся мастер балета Николай Цискаридзе недавно в интервью сказал: «Сегодня в театре искусство опущено до нуля!» Это горький, но во многом справедливый диагноз.

Под видом якобы новаторства многие режиссеры стали преподносить нетребовательным и неподготовленным к восприятию серьезных произведений зрителям суррогаты. Идет разрушение культуры. И это опасно, ведь давно известно, что человек, не имеющий моральных и нравственных устоев, готов, не задумываясь, крушить и ломать все на своем пути. К чему это может привести в будущем? Задумываются ли об этом в высоких кабинетах власти?..

Борис Албегов,

заслуженный строитель России.

Фото: ТАСС/ В. Шарифулин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.