Новости культуры и искусства
4276 | 0

«Арнтгольц в летчицы бы не взяли»

«Арнтгольц в летчицы бы не взяли»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Первый канал завершил показ многосерийной картины «Ночные ласточки» - о женщинах-летчицах, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Картину старательно снимали, громко анонсировали. Но увы. Эту ленту, как и десятки других на ту же тему, можно считать провалом.

Мы побеседовали с одной из настоящих «ласточек» - Надеждой Васильевной Поповой, Героем Советского Союза, легендарной летчицей, которая в годы войны была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии. На ее счету – 852 (!) вылета в зону боевых действий. Чуть больше года назад Надежда Васильевна отметила 90-летие, но по-прежнему бодра, полна сил, и прекрасно помнит о своих военных суровых буднях.

- Сериал мне совершенно не понравился, - начала наша собеседница. - Главная претензия: война показана, как прогулка. А у нас была работа. Серьезная... И героини не похожи на настоящих «боевых ласточек». Например, маленьких и худеньких, как Татьяна Арнтгольц, в летчицы не брали. У девушек ниже метра семидесяти ноги банально не доставали до пола, где находились педали. Не брали и худых. Легендарная летчица Валентина Гризодубова, например, весила более ста килограммов. Немногим меньше была и Марина Раскова.

- О том, что фашисты прозвали нас «ночными ведьмами», мы узнали только в 43 году на Кубани, - вспоминает Надежда Васильевна. - Мы встретились с местными жителями, у которых квартировали немцы. И эти немцы местным говорили: «Тишина, никого не слышно, не видно, и вдруг - взрывы. Это летают ночные ведьмы». На полном серьезе боялись! Мы действительно бесшумно подлетали, точечно стреляли – и сразу же улетали, мгновенно. Чуть замешкаешься – собьют, самолеты наши можно было сбить из обычной винтовки... Какими мы были в обычной жизни? Все разные. Одни женственные – помню, написали письмо Сталину, чтобы разрешили нам вне полетов носить юбки, хотелось оставаться женщинами даже на войне. Были и такие, которые подражали мужчинам – походкой, например, привычками. Много талантливых было - рисовали, стихи писали, сказки. Стенгазету выпускали - боевой листок. В нем высмеивали допущенные в бою ошибки или неряшливость, за которую, кстати, командиры нас наказывали так: лишали вылетов в зону боя. Это считалось самым суровым наказанием!

Все эти трогательные детали, безусловно, украсили бы военную картину. Так же, как и многочисленные личные истории летчиц. Одну из таких историй, например, показал Леонид Быков в картине «В бой идут одни старики». Героев того фильма, Ромео и Машу, трудно забыть.

Вспомнят ли зрители персонажей сериала «Небесные ласточки»? Вот уж вряд ли. Хотя все могло бы быть иначе, если бы сценаристы не полагались на свою фантазию, а встретились бы с реальными «ласточками».

Рассказывает знаменитый военный летчик-испытатель, генерал-лейтенант Марина Попович:

- Сама я в войну не летала – маленькая была – но встречалась с легендарными «ласточками» в учебной летной школе. Историй, которые я от них услышала, хватило бы не на один фильм! Впоследствии некоторые из тех историй, с разрешения рассказчиц, я использовала в своих книгах. Сейчас вспоминается такая. Один летчик – сейчас не вспомню его фамилию, знаю, что живет в Ростове на Дону – в последний год войны попал в плен. Буквально накануне Победы бежал, вернулся в свой полк, за несколько дней совершил несколько вылетов и сбил 16 немецких самолетов. Ему сразу дали звание Героя Советского Союза! И вот он вернулся домой – а жены нет. Нашел ее у своего друга. Она, оказывается, замуж за него вышла – супруг-то считался погибшим! Состоялся мужской разговор. «Так, - говорит летчик новому мужу своей жены. - Ты на войне был? И я был. И в плену я был. Но я – Герой Советского Союза, а ты - нет!». Взял жену, ребенка - и увел домой.

Виктория Катаева

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.