Культовый сериал «Место встречи изменить нельзя» совсем скоро справит юбилей - 35 лет назад картина вышла на телеэкраны. Нашему корреспонденту довелось в разные годы общаться с создателями картины и узнать немало интересных подробностей. Так что же осталось за кадром?
Фактически вся эта эпопея со съемками детективного сериала началась благодаря Владимиру Высоцкому.
- Мы жили тогда с Володей по соседству. Однажды подарили ему наш с братом Георгием только что вышедший роман про борьбу муровцев с бандой «Черная кошка», - рассказывал Аркадий Вайнер, один из авторов сценария. - Он за ночь прочитал книгу и сразу же поспешил к нам с идеей: нужно делать фильм. «А Жеглова, - говорит, - должен сыграть я!» Перед его напором трудно было устоять, и мы с Георгием засели за подготовку сценария. Первоначально режиссером-постановщиком должен был стать Алексей Баталов. Заявку на съемки сериала приняли на Центральном телевидении, включили в план. Однако уже после этого выяснилось, что у Баталова ближайшие полтора года заняты другими кинопроектами. Так долго ждать не хотелось, и потому мы стали искать другого режиссера. Новая кандидатура появилась благодаря все тому же Высоцкому. Он предложил обратиться к Говорухину, у которого уже снимался до того. Именно Володя и познакомил нас со Станиславом Сергеевичем...
Однако «ультиматум» Высоцкого выполнить оказалось не так-то просто: долгое время роль Жеглова никак не получалось для него «забронировать».
- Володю в ту пору на пушечный выстрел к телевидению не подпускали, - продолжал свой рассказ Вайнер. - Помогло лишь вмешательство одного из заместителей главы МВД - как выяснилось потом, ему очень нравились актерские работы Высоцкого.
БЫКОВ НЕ ХОТЕЛ СТАНОВИТЬСЯ ГОРБАТЫМ
Актерский состав в «Месте встречи» подобрался по-настоящему звездный. Редкий случай: многие известные артисты согласились даже на эпизодические роли - Гердт, Куравлев, Евстигнеев...
- Могу вспомнить лишь троих, кто отказался участвовать в съемках нашего сериала: Николай Губенко, Евгений Герасимов и Алексей Петренко, - делился воспоминаниями автор сценария. - Правда, была еще история с Роланом Быковым... Именно под него мы с братом выписали роль главаря банды Горбатого, однако сам актер отнесся к такому предложению без энтузиазма. Ему не нравилась перспектива сниматься в роли горбуна: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают...» Все-таки я Ролана зазвал к себе домой и во время застолья сумел уговорить. Он приехал на пробы в Одессу, но там на беду угодил в больницу с инфарктом! Что делать? Съемки уже в разгаре, нужен срочный ввод нового артиста... Второй режиссер Надежда Попова предложила на роль Горбатого попробовать Джигарханяна. Дозвонились до него, однако Арменчик, как выяснилось, наш роман не читал. С оказией, через знакомых, переслали в Москву сценарий, и уже на следующий день Джигарханян дал согласие на участие в съемках.
Кстати, в кадрах знаменитой ленты «отметились» не только профессиональные актеры.
- Эпизод встречи Жеглова с Копченым снимали в бильярдной, которая располагалась в одесском парке им. Шевченко, - рассказывает режиссер фильма Станислав Говорухин. - Мы обратили внимание на очень колоритную фигуру в зале: однорукого старичка, который виртуозно клал шары в лузы. Этот ас в итоге попал в фильм. А вот наши артисты - Высоцкий и Куравлев - на бильярде не играли. Пришлось их учить хотя бы тому, как держать кий, как его мелить, как правильно ставить руку на сукно... Володя был очень спортивный человек и быстро все это усвоил. Сами же удары за Жеглова и Копченого выполнял один из местных мастеров.
Еще одна «не актриса» и вовсе сыграла самую интригующую роль в картине - роль «женщины капитана Жеглова». В кадрах, посвященных празднику работников милиции, есть эпизод, когда Глеб спускается по лестнице под ручку с симпатичной дамой и с некоторой рисовкой ей говорит: «Видишь, Люба, каких орлов воспитываю?!» Оказывается, идея снабдить сурового борца с преступностью «подругой» родилась прямо во время съемок.
- Ну не евнух же он, нормальный молодой еще мужик! - объясняет Говорухин. - Вот и включили в фильм такой эпизод. Намек, что какая-то дама - по крайней мере одна - в жизни капитана была... А эпизодическую роль «женщины Глеба Жеглова» сыграла участница нашей съемочной группы - ассистент режиссера.
«МАЛИНУ» СИЛЬНО ПОДРЕЗАЛИ
В фильме, конечно, не обошлось без купюр. По настоянию цензоров было вырезано много эпизодов на воровской «малине» с участием Ивана Бортника и Александра Абдулова.
- Уж слишком они реалистично играли роли бандитов Промокашки и Жженого, - вспоминает режиссер. - В первоначальном варианте Абдулов пел во время застолья воровскую песню. А Промокашка выдрючивался и нахально заигрывал с подругой Горбатого. Все, кто видел эти кадры, просто умирали от смеха... Цензоры не выдержали: «Что же вы так углубились в эту воровскую атмосферу, так смакуете всякую мелочь?!»
В сценарии «Места встречи» было прописано немало экстремальных ситуаций. Однако на вопрос о самом сложном эпизоде все создатели картины ответили одинаково: конечно же падение грузовика в Яузу!
- Эти кадры снимали одними из самых последних, - припомнил главный художник фильма Валентин Гидулянов. - В качестве «утопленника» нашли совершенно «убитый» «Студебеккер» - не на ходу, без тормозов... Разгонять его должен был специальный грузовик-толкач, а «Студер» катил под уклон к реке самостоятельно. В кабину сели два наших лучших каскадера - Володя Жариков и Олег Федулов...
- Нам предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях так называемой режимной съемки, - пояснил главный оператор фильма Леонид Бурлака. - Успеть надо было за те считаные минуты, когда сгущаются сумерки (по сценарию погоня происходит поздним вечером). Вроде бы все подготовили, отрепетировали - нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит, - еще чуть-чуть и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент, автомобиль все же завелся, разогнал «Студебеккер», тот покатил к реке, сбил решетку... Больше всего мы опасались, что машина в полете перекувырнется вверх колесами, для перестраховки даже двигатель с нее сняли, чтобы облегчить передок. Но по закону подлости именно это и произошло. В результате кабина с каскадерами полностью ушла в воду... Народу вокруг съемочной площадки собралось полно, все застыли в ожидании. Вот уже 20 секунд прошло - каскадеров не видно. Наконец, вынырнули. Оба какой-то черной дрянью облеплены, закрывают лицо ладонями: «Глаза! Глаза!» Из-за спешки перед началом съемок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина «Студебеккера», так что ребятам было очень непросто выбраться наружу. Вдобавок едкая грязь в глаза попала...
Героизм съемочной группы народ оценил - вот уже 35 лет «Место встречи» является любимым фильмом отечественных зрителей. А вот начальство - не очень. Ни одной официальной награды создатели культовой ленты так и не получили.
- Никто не получил в итоге никаких наград, - говорит Гидулянов. - Только МВД нас отметило. Однажды в Одессу из Москвы приехал офицер-порученец и привез красивые папки с грамотами от министра внутренних дел Щелокова...
Прокофий Скрижалин