3 февраля в московской школе №263 разыгралась кровавая трагедия - 15-летний подросток пришел на уроки с оружием, расстрелял троих человек, двое из которых скончались, и взял в заложники весь класс. Только отец смог уговорить его сдаться.
КАК ЭТО БЫЛО
Сергей Гордеев зашел в школу во время четвертого урока. В руках он держал сумку с винтовкой и карабином. Как обычно, охранник на вахте был один. Увидев вооруженного юношу, он успел нажать тревожную кнопку. Наряд вневедомственной полиции прибыл удивительно быстро - всего через несколько минут, но предотвратить беду уже не смог.
- Подросток направился к кабинету биологии, где был урок у его класса - 10«А», - рассказал Владимир Маркин, официальный представитель СУ СК России.
Войдя в кабинет, подросток дважды выстрелил в учителя. После первого выстрела спросил, ни к кому не обращаясь: «Он еще жив?», и выстрелил второй раз - в голову. Андрей Кириллов, 29-летний учитель географии и биологии, скончался на месте. А Гордеев остался в кабинете.
Первым делом он заставил учеников лечь на пол. «Я очень боюсь смерти и хочу посмотреть, как она выглядит», - сказал он. Когда в класс вошел наряд полиции, терять юноше было уже нечего. На полу лежал убитый учитель географии. Прапорщик Сергей Бушуев был убит выстрелом в упор. Напарник - сержант Владимир Крохин - получил ранение.
К школе стали стягиваться оперативные службы. В числе первых на место прибыл и отец Сергея. Спустя некоторое время стрелок согласился поговорить с ним по телефону, а потом разрешил зайти в класс. Только после этого школьников смогли освободить.
ПАРЕНЬСО СТРАННОСТЯМИ
...Сергей рос в семье потомственных военных. Его отец - офицер, имеет отношение к спецслужбам. Кроме того, старший Гордеев увлекался охотой и, естественно, учил наследника разбираться в оружии. Воспитание в семье было соответствующее: мальчик должен расти настоящим мужчиной, быть решительным, не жаловаться и уметь постоять за себя. Именно поэтому физически слабого сына-«ботаника» отец отдал на самбо. Гордеев- младший худо-бедно отходил в секцию 1,5 года под неусыпным контролем отца, но особых успехов в спорте не добился.
Все, кто знает семью Гордеевых, отмечают, что подростка всегда кто-то из родственников
контролировал. Все те, кто его знал подростка, тоже говорили: кто угодно, только не он! Тихий, замкнутый мальчик до седьмого класса ходил в школу в сопровождении бабушки.
«Он пошел в школу в пять лет и все эти годы был круглым отличником, - рассказывает бывшая ученица Ксения Иванова, - участвовал во всех олимпиадах по физике и математике». Словом, гордость школы. Какие у него могли быть проблемы с учителями?
Правда, ученики параллельных классов парня недолюбливали. Поэтому все, с кем удалось поговорить корреспондентам«МН», в один голос заявляли:«Да, мы его знаем, но дружилис Гордеевым немногие». Кто-тоназывает его «тормозом» и «ботаником». Впрочем, школьники иногда признаются, что все-такинебольшие отклонения у негобыли.
«Сергей обычно был замкнутым, но вдруг на него находили какие-то бурные эмоции. Он, например, мог неожиданно броситься на своего друга Сашу, прыгать ему на спину - словом, шутить и баловаться, как самыеобыкновенные мальчишки. Ноу Гордеева это было как-то неестественно», - говорит бывшаяученица школы Алина.
Кто-то вспоминает, что Сергей не в меру эмоционально читал стихи на уроках литературы.
Может быть, действительно переживал написанное, может, изображал из себя великого актера. Но на такие мелочи никто не обращал внимания. Мало ли что бывает с талантливым, но странноватым мальчиком?
Одноклассник вспоминает, что совсем забитым Гордеев не был. Пару лет назад он даже участвовал в драке на третьем этаже. Из-за чего сцепились одноклассники, сейчас никто не помнит, но Сергей побил соперника довольно сильно. Это был единственный случай, когда школьники смогли вспомнить случаи агрессии со стороны Сергея.
Говорят, он увлекался физикой, математикой, английским. Возможно, его родители постоянно напоминали, что для этого нужны не просто хорошие, а отличные отметки.
Сам подросток рассказал на допросе: «Весь мир - это иллюзия, и меня никто не понимает. Не принимают моих взглядов. Надоело жить, но заканчивать самоубийством не хотел, надеялся, что застрелят». Он заявил, что убитый им учитель – очень хороший человек, а убил он его, поскольку тот хотел отнять оружие и подходил все ближе и ближе.
«БЫЛО ОЧЕНЬСТРАШНО»
Седьмой класс во время трагедии тоже находился на первом этаже - там же, что и кабинет географии. Семиклассники услышали странные звуки, в которых никто не заподозрил выстрелы.
«Я еще подумала, что в туалете упало что-то тяжелое. Иногда такое бывает, если там мальчишки балуются», - рассказывает ученица седьмого класса Олеся.
Через несколько минут в класс вбежала взволнованная учительница биологии.
«Она сказала, что десятый класс взяли в заложники, учитель географии погиб. И все, больше мы ничего не знали. Было очень страшно, но никто не плакал. Нам сказали молчать, мы и молчали». Потом прибежал директор, он распорядился запереть дверь, а детям собраться вместе и сесть на пол в углу кабинета. Возможно, на случайштурма.
Через некоторое время школьников вывели через задний вход и поместили в расположенную рядом муниципальную управу. Ни убитых, ни самого преступника они не видели. Их так торопили, что даже не разрешили взять верхнююодежду.
Светлана Рохнина – мать одиннадцатиклассницы Наташи, которая во время теракта тоже находилась на первом этаже. Мы разговариваем с ней около школьной ограды спустя несколько часов после трагедии.
Самое страшное для женщины позади, и она точно знает, что ее дочь-одиннадцатиклассница уже в безопасности. Иногда к калитке выходят сотрудники полиции и приглашают в школу пап и мам, чьи дети провели урок географии в компании обезумевшего подростка с винтовкой в руках. Они проходят на территорию школы, спокойныес виду, только очень бледные. Ихдетям уже ничего не угрожает,но ужас сегодняшнего утра всееще остался.
«Наташа позвонила мне и сказала, что у нее все в порядке, их сейчас отпустят из управы и она пойдет к подружке. Им дали успокоительные таблетки. Но Наташина одноклассница в страшном состоянии. Она очень хорошо знала Сергея, они вместе участвовали в школьных олимпиадах. Девочка все время плачет и утверждает, что всего этого не может быть», - говорит Светлана.
ОПАСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Сразу после трагедии заговорили про безопасность в школах. Все столичные школы оборудованы тревожными кнопками и каждый год участвуют в учениях МЧС и МВД, имеют системы видеонаблюдения. В этом году всем старшеклассникам по требованию Департамента образования Москвы сделали электронные карточки (пропуска). Вход во многие учреждения оборудован металлическими турникетами.
То есть в Отрадном было все для того, чтобы задержать Сергея Гордеева и предотвратить трагедию. Не было только людей, думающих о безопасности детей и взрослых, а турникеты при входе в школу, говорят, в тот день не работали.
Анатолий Кучерена, адвокат,член Общественной палатыРФ: «Отец подростка тоже должен понести ответственностьза ненадлежащее хранение оружия. Я всегда являлся противником массового вооружениянаселения огнестрельным оружием. Нас это не спасет, потомучто трудно предугадать психотравматические проблемы, которые могут спровоцироватьчудовищную ситуацию, аналогичную той, что произошла вмосковской школе. Если всемразрешить иметь оружие, мыполучим у себя американскийвариант, где чуть ли не каждыйдень кто-то кого-то убиваети берет в заложники. Что касается безопасности школ, тосегодня она больше похожа надекорацию. Если охранник иполицейские не смогли поставить заслон подростку, хоть ивооруженному, для всех нас этоочень нехорошие сигналы. Каквидим, только тревожной кнопкой проблему не решить. Мыимеем дело с безобразной картинкой: каждый участник такназываемой сцены с захватомзаложников, сфальшивил приее создании - и охрана, и полицейские, и учителя, и родители».
КОММЕНТАРИИ
Психиатр,психолог-наркологЕвгений РЫСИН:
Нет сомнений, что действия подростка, напавшего на школьников, заимствованы. Он действовал стереотипно - видел, как нечто подобное уже совершали другие. Примеров того, как захватывали заложников именно в школах и вузах в разных странах, он мог видеть сколько угодно, ведь в век информатизации и глобализации от этого нельзя отстраниться: что предложат в Гонконге, исполнят в Нью-Йорке, апродолжатвМоскве. Этонеизбежно. Можноусмотретьнекуюзакономерностьвтом, что именноподростокстаршеговозраста, отличник, пошелвыяснятьотношениясоружиемвруках. Вэтомвозрастеребятаимпульсивны, амногиеещеииспытываютмощноедавлениесостороныучителейилиродителей, которыеготовылюбымиспособамидобиватьсятого, чтобыподростокдержалпланкувысокихрезультатоввучебе. Этоможетперегрузитьпсихикушкольника, накоторогодавитсверхидея.
Она превращает его в робота, идущего по заданной программе, и если что-то мешает ее выполнению, он разбираетсяспроблемойпо-ковбойски. Именнотакоеповедениесвойственнодлячеловекаспсихопатологическимтипомличности, авданномслучае, скореевсего, речьидетименноотакомтипе. Длянеехарактернынеимпульсивныедействия, аспланированные: пареньзнал, кудаидет, заранеепозаботилсяипродумал, гдеикакраздобудеторужие.
Президент Санкт-Петербургского отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Анна БАБИНИНА:
Взять оружие и открыть стрельбу в школе - недетская реакция на оскорбление. Такое ощущение, что подросткавынудилипродемонстрироватьмужественность. Детиневсегдаосторожнывсловах. Может, вшуткахбылинамекинанетрадиционнуюориентацию, нанепопулярностьудевочек. Может, педагогкаким-тообразомспровоцировалстрессовуюситуацию. Детиговорят, чтоихсоученикбылтихоней-ботаником? Надоразобраться: почему? Деловтом, чтовСШАискандинавскихстранахвподобныхслучаяхрасследованияпоказывали, чтострелкидолгоевремяпринималиантидепрессанты. Ихпрописываютгиперактивнымдетям, чтобысгладитьреакции, выровнятьэмоции.
Но под действием химических препаратов школьники не раз совершали страшные поступки. Почему мальчик из московской школы не рассказал о конфликте с учениками учителям или родителям? Если он привык скрывать чувства и мысли, мог просто принять решение и затаиться.
Фото ИТАР-ТАСС