Чрезвычайные происшествия. Криминальные новости.
6077 | 0

Черное утро над Черным морем

Спустя несколько дней после катастрофы самолета Ту-154 в Сочи, жертвами которой стали 92 человека, специалисты продолжают спорить о возможной причине трагедии.  

Черное утро над Черным морем
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Официальные лица заявляют, что теракт не является основной версией произошедшего, а эксперты замечают, что в истории слишком много странностей, чтобы отметать эту версию.

Страна узнала о катастрофе в воскресенье около 9 часов утра. Молния о том, что в 5 часов 40 минут по московскому времени с радаров пропал военный Ту-154, немедленно обошла все информационные агентства.

Артисты Ансамбля имени Александрова, журналисты, офицеры - всего на борту находились 92 человека, летели из Сочи на базу Хмеймим в Сирии.

На борту находился начальник управления культуры Министерства обороны Антон Губанков, а также руководитель ансамбля имени Александрова генерал Валерий Халилов. Долго оставалась неясной судьба Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза.

По одним сообщениям, она могла находиться на борту погибшего самолета, по другим - женщину почему-то сняли с рейса. Ближе к полудню коллеги Глинки зачем-то сообщили журналистам, что Доктор Лиза жива, здорова и уже вышла на связь. Только ближе к 15 часам стало окончательно ясно, что Глинка погибла - об этом заявил ее муж.

ПРАВДА ПОД ЗАПРЕТОМ?

Известия о крупных катастрофах всегда становятся клубком срочных новостей и комментариев, часто противоречащих друг другу. Официальные ведомства пытаются «прикрыть тылы», поэтому бомбят прессу заявлениями, достоверность которых журналисты пытаются проверить у независимых источников. Доступ к источникам информации и участникам событий перекрывается, и остается только догадываться, что стоит за этой неразберихой.

Заявление Министерства обороны о том, что версия террористического акта исключена, поступило по каналам информагентств уже в воскресенье утром, когда официальные лица не успели даже определиться с тем, сколько человек находилось на борту. Такая «оперативность» в расследовании навела независимых экспертов на мысль о том, что подковерные игрища вокруг трагедии уже начались или в военном ведомстве точно известно, что стало причиной крушения.

Ближе к обеду в интернет выложена запись разговора экипажа с девушкой-диспетчером. Ничем не примечательный предполетный разговор: лайнер получает добро на вылет. После того как самолет отрывается от взлетной полосы, он должен перейти под руководство уже другого диспетчера, который будет выводить его на эшелон. Но на связь командир больше не выходит. Запись фиксирует спокойный диалог диспетчеров. Один просит другого вызвать пропавший борт - судя по всему, никто на земле не сомневался, что проблема лишь в связи. Они несколько раз просят ответить взлетевший борт. А потом запись обрывается.

Кто слил в общественное пространство этот аудиодокумент? Известно, что есть гражданские любители-радисты, прослушивающие и записывающие переговоры экипажей, а потом выкладывающие их в интернет. Но эти сайты давно уже работают под присмотром спецслужб.

Кстати, по сообщениям, поступившим в понедельник, именно ФСБ стала отрабатывать версию теракта. Неудивительно, что запись становится главным аргументом для тех экспертов, кто уверен - причиной катастрофы стал взрыв.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев говорит об этом осторожно. «Технический фактор может быть. В человеческий фактор с учетом, что самолет шел на взлет, я не верю. Честно говоря, слабо верится в ошибку пилотирования и «старость» самолета», - отметил Толбоев. Эксперт подчеркнул, что экипажи Минобороны подготовлены «как нигде» и что могло случиться, остается для него загадкой.

«Это какая-то мистика. То же самое с недавней жесткой посадкой Ил-18 - это самолет, который не падал никогда. Не может упасть этот самолет, ну никак не может! Но упал. Мне кажется, это уже старые самолеты начинают мстить за то, что мы новые самолеты не создали в России», - передают агентства слова летчика-испытателя.

«Есть все основания предполагать, что на борту был взрыв», - считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. Он указывает на тот факт, что пилоты не сообщили диспетчерам ничего о проблемах с аппаратурой или других тревожных сигналах, которые могли бы быть в случае технической неполадки.

Летчик-инструктор Андрей Красноперов заявляет, что версии ошибки пилота и отказа техники - это те самые причины, которые рассматривают в таких случаях в первую очередь.

«Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, а это буквально несколько минут, пропадает с экранов радара. Самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен», - говорит летчик.

То, что пропавший с экранов радаров самолет не подавал никаких сигналов бедствия, свидетельствует, что он моментально потерял скорость и стал неуправляемым. В этом случае пилот испытывает огромные перегрузки и просто физически может быть не способен включить сигнал бедствия.

Кроме того, летчик обратил внимание на большой разлет осколков. «Если бы самолет падал целый, то не было бы такого разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик..., кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части», - объяснил офицер ВВС.

Авиаэксперт Вадим Лукашевич также отмечает, что обломки рассыпаны по большой площади, что может свидетельствовать, что самолет начал разрушаться еще в воздухе.

«То есть он разрушился не при падении. А если в воздухе - то это теракт. Потому что невозможно, чтобы при ошибке пилотирования самолет разрушился в воздухе. Это нужно сорвать его, например, в штопор, и это очень сложно было бы сделать. А если это техническая неисправность, то все равно не бывает таких неисправностей, которые приводят к разрушению в воздухе», - говорит специалист.

Военный эксперт Александр Гольц, отмечая, что бессмысленно говорить без черных ящиков, был это теракт или неисправность, отмечает настораживающую деталь - российская власть сразу начала отрицать версию теракта: «Правду нам вряд ли скажут. Любопытно, что Минобороны России практически моментально в официальных сообщениях исключило версию теракта и сейчас последовательно придерживается этой линии».

Слова официальных лиц о том, что пронести взрывчатку на борт было нереально из-за строжайших мер безопасности на военном аэродроме Чкаловский, откуда взлетал Ту-154, тоже у многих вызывают сомнения.

На одном из авиафорумов очевидец так рассказал о своем посещении Чкаловского.  «Год назад сам заезжал в военный городок Чкаловский без пропуска. Надо было перед КПП остановиться и подождать встречающую машину, а я заехал, думая, что на меня пропуск заказан. Охрана пропустила без проблем. Потом оказалось, что никакого пропуска точно не было. Также и на летное поле можно спокойно войти через дырку в заборе!!! Когда въезжаешь группой на микроавтобусе, то никто из военных не проверяет пассажиров, всегда просто пропускали по заявке на машину. И так не только в городок, но и на летное поле!» - пишет этот человек.

Об этом же говорит анонимный собеседник одного из агентств. Он отметил, что предполетный досмотр на рейсах военных бортов не отличается тщательностью: «Все свои. Это временами расхолаживает».

ПРОБЛЕМА В ЗАКРЫЛКАХ?

Сейчас авиаспециалисты пытаются понять, какие другие причины кроме взрыва могли привести к трагедии. Приоритетной считается отказ техники. Эксперты признают, что проблемы с синхронизацией закрылков или неполадки в перестановке стабилизатора - это ахиллесова пята туполевского самолета.

Результат - сваливание, а высоты для исправления ситуации не хватило. Почему летчики не доложили диспетчеру о поломке? Многие считают, что пилоты просто не успели сделать это, они были заняты спасением машины.

Мог ли ошибиться экипаж? В среде авиаторов традиционно обходят такую тему стороной, опасаясь, что вину, как обычно, повесят на погибших пилотов. Но в частных разговорах многие ветераны гражданской авиации вспоминают, что командирами экипажей такого сложного в управлении самолета, как Ту-154, в Советском Союзе направлялись только пилоты, имеющие не меньше 5 тысяч часов налета. Погибшим под Сочи лайнером командовал летчик, у которого было 3 тысячи часов. И точно неизвестно, сколько из них он налетал на 154-м.

Некачественное топливо тоже всерьез рассматривается экспертами в качестве причины.

«Три двигателя одновременно отказать не могут.  Это возможно, только если топливо некондиционное. Но так как это международный аэропорт с серьезным контролем и после крушения из него вылетают самолеты, эта версия представляется маловероятной», - отметил заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов. Между тем все специалисты подчеркивают, что говорить что-то определенное можно только после того, как найдут и расшифруют черные ящики. Вот только узнаем ли мы истинный результат этого расследования?

P.S. На сегодняшний день, в числе основных версий трагедии рассматривались попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Однако после того, как специалисты центра ВВС Минобороны провели предварительный анализ записей одного из бортовых самописцев самолета Ту-154, рухнувшего в Черное море, версия об ошибке пилотирования становится приоритетной, сообщил Интерфаксу во вторник осведомленный источник.

Он не привел каких-либо подробностей, связанных с записью черного ящика.

Наталья Пуртова.

ТАСС/А. Белецкий,

ТАСС/В. Толочко,

РИА Новости.

 

«КОГДА ИСПОЛНЯЛИ «СВЯЩЕННУЮ ВОЙНУ», У МНОГИХ НА ГЛАЗАХ БЫЛИ СЛЕЗЫ»

Несколько лет назад в «Мире Новостей» выходило интервью с Леонидом Малевым - предшественником Валерия Халилова на посту руководителя Ансамбля им. Александрова. Только в мае этого года Леонид Иванович покинул пост директора прославленного коллектива, а до того почти 14 лет его возглавлял. В своем интервью он рассказывал о буднях «александровцев», об их успехах, планах. И, конечно, о лучших солистах ансамбля.

Сейчас многие из названных фамилий - в скорбном списке...

О ЗАДАЧАХ

- Наши задачи остались прежними: поднимать настроение военнослужащим Российской армии, делать их службу более приятной и комфортной. Тут нет идеологии, скорее моральный дух. Звучат песни о Родине, о верности, о дружбе. У бойцов возникают уверенность в необходимости своей службы, желание служить еще лучше. Кроме того, укрепляется их характер - песни-то говорят о том, что российский солдат и в воде не тонет, и в огне не горит.

О РЕПЕРТУАРЕ

- Понятно, что есть некие классические произведения. На каждом концерте просят исполнить «Смуглянку», «Калинку», «Катюшу». Но у нас много и современных песен: «Служить России» Эдуарда Ханка, «Раз-два, левой!» Кима Брейтбурга. Так что репертуар постоянно меняется, да и формат наших выступлений тоже. Если бы несколько лет назад мне сказали, что Ансамбль имени Александрова проводит новогодние елки для детей, я бы очень сильно удивился. Но вот сложилась такая добрая традиция - в период новогодних праздников мы выезжаем в наши отдаленные гарнизоны. Для военнослужащих даем концерт, а их детям показываем сказку.

О МАСТЕРАХ

- В первую очередь необходимо отметить ветеранов ансамбля, народных артистов России: великолепного тенора Василия Ивановича Штефуцу (в ансамбле более 45 лет), замечательного баса Валерия Гавву (в ансамбле 25 лет) и прекрасного тенора Вадима Ананьева (в ансамбле 25 лет) - можно сказать, наследника знаменитого народного артиста СССР Евгения Беляева, исполнителя самых известных лирических песен.

Среднее поколение составляют заслуженные артисты России Виктор Санин, Дмитрий Быков, Григорий Осипов.

А молодые наши солисты - это бархатный бас Иван Столяр и великолепный лирический баритон Борис Дьяков. Судьба последнего очень интересно сложилась. Он был студентом 3-го курса Академии хорового искусства, когда был призван в армию. Срочную службу Борис проходил в нашем коллективе, потом три года служил у нас по контракту. Когда срок истек, он уволился и подписал договор с Хьюстонской оперой, уехал в Штаты. А через два года решил не продлевать там контракт и вернулся в ансамбль.

О САМЫХ ПАМЯТНЫХ КОНЦЕРТАХ

- Что касается зарубежных выступлений, то тут трудно какое-либо выделить, потому что все они особо значимые. У папы римского ансамбль выступал - это, безусловно, очень значимое выступление. В Вашингтоне перед Капитолием в честь 60-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в каннском Дворце фестивалей, где публика аплодировала ансамблю стоя, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе...

Но на меня лично самое большое впечатление произвело наше выступление на инаугурации президента России Владимира Владимировича Путина, когда мы исполняли гимн нашей страны и «Славься». А также концерт в Санкт-Петербурге, где мы выступали в Смольном на приеме ветеранов. Когда запели «Священную войну» А.В. Александрова, весь зал поднялся и у многих на глазах были слезы...

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.