Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия
8803 | 0

Из миллиардеров - за решетку

В начале ноября возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве против блогера и основателя бизнес-школы «Like Центр» Аяза Шабутдинова.

Из миллиардеров - за решетку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Следствие считает, что его проект порождал у покупателей «ложные надежды на создание успешного бизнеса и получение сверхдоходов». Однако ряд экспертов не согласен с такой точкой зрения и выступил в поддержку блогера.

ПРОСТОЙ НЕПРОСТОЙ ПАРЕНЬ ИЗ КУЕДЫ

О «знаменитом инфотатарине», как еще называют Аяза, известно довольно много. Он повторял, что хотел, чтобы «в жизни не было скелетов в шкафу», и сам рассказывал о своем детстве, отрочестве и о том, как стал человеком, зарабатывающим миллиарды. Говорил красиво, без запинки, как и положено работающему на большую аудиторию преподавателю тренингов.

Со слов бизнес-консультанта, родился он в Ижевске, в три года с семьей переехал в пермский поселок Куеда, где жил в деревянном доме с земляными полами, зимой колол замерзший уголь для печки, чистил снег, сажал картошку, одним словом, трудился много, как сыр в масле не катался. После 9-го класса уехал в Ижевск, где зарабатывал тем, что писал стихи на заказ, работал аниматором на городских мероприятиях, валил лес, играл в КВН, писал сценарии, вел свадьбы и корпоративы…

Родители Аяза были предпринимателями, но, как уверяет их сын, малой руки и уж точно не миллионерами или олигархами. Отец управлял небольшим и почти не приносящим прибыли заводиком по производству лимонада и консервов.

После окончания Удмурдского госуниверситета по специальности «менеджмент» 22-летний Аяз работал на заводе отца директором по развитию лимонадного цеха и через время тот из убыточного превратился в прибыльный. Примерно тогда же начинающий бизнесмен придумал и чуть ли не своими руками построил в Ижевске сеть дешевых гостиниц Like Hostel, а затем и сеть мини-кофеен Coffee Like.

Неплохо поднявшись на всем этом, часть акций кофейного бизнеса, состоящего из 408 кофе-баров, Аяз продал за 200 млн рублей. 10 млн из них благодарный сын сразу отдал родителям, чтобы «они купили нормальное жилье и открыли новый бизнес».

ПРОПОВЕДНИК ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

Познав «настоящий успешный успех», наш герой решил с каждым делиться своим бесценным опытом ведения бизнеса и «помогать людям раскрывать их потенциал». Небескорыстно. Так в 2013 году в Москве открылась школа поддержки и развития предпринимательства «Like центр», которая обещала в режиме онлайн или офлайн найти в учениках предпринимательскую жилку, развить ее, направить в правильное русло и научить зарабатывать кучу денег.

Например, по завершении одного из курсов его участники должны были узнать, как «построить компанию с капитализацией в 100 миллионов». Другой курс обещал, что можно заработать и больше - миллиард. По некоторым данным, стоимость обучения варьировалась от 100 тыс. до 1,5-1,9 млн рублей. Флагманский курс «Миллион с Аязом» стоил 5 млн рублей.

К слову, на себе любимом основатель «Like центра» не экономил. У парня были дорогие машины, роскошные дубайские апартаменты, брендовая одежда. Чтобы завоевать расположение своей девушки, он подарил ей «порше», любил летать на частных самолетах, один из его двоих детей появился на свет в элитной клинике в Аргентине, а сам он предпочитал отдыхать за границей.

Жить на широкую ногу деньги позволяли. Он их греб лопатой: в 2020 году Шабутдинов заявил о выручке почти в 2 млрд рублей и 500 млн чистой прибыли, а по итогам 2021 года выручка, по его словам, выросла до 7,5 млрд рублей. Заработок самого основателя бизнес-школы в 2022 году, по некоторым данным, составил 600 млн. Впрочем, у следствия есть основания полагать, что предприимчивый мужчина не всегда честно отражал все свои доходы в налоговых отчетах.

ПАДЕНИЕ ИКАРА

3 ноября Шабутдинову предъявили обвинение в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере. Уголовное дело завели на основании заявлений учеников модного бизнес-гуру, заплативших ему в общей сложности 4 млн рублей за обучение, которое не принесло обещанных результатов.

Несостоявшимся миллиардерам, конечно, не позавидуешь, но их ожидания в данном случае — это их проблемы. Никто же не требует вернуть стоимость билета, если ему спектакль не понравится. А тут получается, что люди по собственной наивности поверили в байки незнакомца, принесли ему деньги на блюдечке с голубой каемочкой, а когда прозрели и поняли, что им банально вешают лапшу на уши, лишь призывая «поверить в себя», попросили помощи у правоохранителей. Но, ей-богу, довольно странно покупать курсы по бизнес-мышлению, а потом жаловаться на то, что не стали миллионером. Как писал Артур Конан Дойл: «Головой надо иногда думать, а не носить ее, как украшение».

Если прокуратура считает, что людей обманули, не будем с ней спорить, но по большому счету личное дело каждого, куда и во что вкладывать свои деньги. Если ты такой доверчивый, что веришь в сказки, которые тебе рассказывает малознакомый человек, сулящий златые горы, да еще и платишь ему сотни тысяч рублей за слова в красивой упаковке, то предъявлять претензии должен только самому себе.

Сейчас к аязовскому «Like центру» подано 70 исков с претензиями к качеству образовательных программ, тренингов и вебинаров, а еще порядка 150 заявлений находится на досудебном рассмотрении. Все истцы надеются вернуть деньги за курсы. Впрочем, недовольство потребителей не может стать основной для уголовного преследования, считает юрист Владимир Бубликов.

«Если у потребителя услуги есть претензии по качеству, формату ее оказания, если он не удовлетворен результатом, то дело носит гражданско-правовой характер», - считает он.

Сооснователь школы английского языка Skyeng Георгий Соловьев поддержал Шабутдинова, он утверждает, что лично знает десятки предпринимателей, которым курсы Аяза помогли. «Для них это был существенный буст их бизнеса. Это факт», - подчеркивает он. С ним согласны другие российские предприниматели: «Аяз всего лишь преподавал курсы: а как осваивали его уроки слушатели - вопрос, всегда ведь было: способные ученики, менее способные…

Но, как бы то ни было, начавшийся процесс приведет к оздоровлению инфобизнеса: государство будет более взвешенно выдавать разрешение на ведение бизнеса, а авторы курсов станут более аккуратны в маркетинговой коммуникации - в том, что они обещают и как выполняют свои обещания.

Елена Казанцева.

Фото: Социальные сети

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.