События 24 июня шокировали россиян. Никто толком не понимал, что делать и куда бежать.

Одни рванули за продуктами, другие - за валютой и наличкой, третьи - за кордон, а кто-то наблюдал и ждал, чем завершится это нерядовое и очень неприятное событие. Одно можно сказать сегодня: в экстремальной ситуации экономика России сохранила устойчивость.
Первым чуть ли не моментально на вооруженный бунт частной армии отреагировал рубль. Если официально установленный ЦБ курс на 24 июня составлял 84,1 рубля за доллар и 91,5 рубля за евро, в банковских обменниках в субботу эти валюты продавали по 100 (доллар), 115 и даже по 200 (евро) рублей. В панике люди покупали валюту даже по такой цене. Это было глупостью, но запретить совершать ошибки гражданам никто не мог.
Торгов на фондовой бирже не было, но в понедельник волна тяжелого уик-энда докатилась до Мосбиржи. На открытии торгов курс доллара превысил 87 рублей впервые с 29 марта 2022 года, а евро преодолел отметку в 95 рублей с 25 апреля. Но «болтанка» оказалась недолгой, очень быстро ситуация успокоилась, и российская валюта отыграла падение. Рынок акций не остался в стороне и открылся 26 июня снижением индексов, но некритически. И сегодня очевидно, что курс доллара и евро растет по другим причинам. В день вооруженного мятежа россияне начали совершать набеги на банкоматы. В минувшую субботу, по словам первого вице-премьера России Андрея Белоусова, спрос на наличные деньги вырос в 15 регионах России в среднем на 30%. Но особенно отличились южные регионы: в крупных городах Воронежской, Ростовской и Липецкой областей спрос на рубли вырос на 70-80%. По данным Банка России, в выходные объем наличных в обращении увеличился на 105,3 млрд рублей. Это самый заметный всплеск спроса на наличность с 22 и 23 сентября прошлого года - в первые два дня после объявления частичной мобилизации.
Даже в такой ажиотажный момент внештатной ситуации удалось избежать. Благодаря ЦБ и увеличению объемов «подкрепления» банков наличностью примерно в три раза нехватки купюр в банкоматах не произошло.
Кризисная ситуация спровоцировала у части потребителей привычные защитные действия - бежать в магазины и делать запасы продуктов питания долгосрочного хранения. В правительстве отметили, что хотя спрос на некоторые товары подрос, но перебоев и завышения цен не было. Розничным сетям было рекомендовано не вводить ограничения на отпуск товаров.
Эксперты говорят, что, когда какое-то событие проходит очень быстро, оно не оставляет следа. Мятеж Пригожина если и оставил шрам на российской экономике, то неглубокий, и он очень быстро затянется.
Елена Казанцева.
Фото: Агентство «Москва».