Новости экономики и финансов
2725 | 0

Возможен ли прорыв в России?

Президент велел идти в прорыв. Но кто поможет ему осуществить планы?

Возможен ли прорыв в России?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Правительство РФ получило задание разработать 12 программ. Это позволит за шестилетку изыскать 10 трлн рублей.

Такая сумма, по подсчетам экспертов, необходима для искомого прорыва в экономике и социальной сфере. А еще нам вроде бы нужна очередная перестройка структуры промышленности...

Но нужна ли? И что же нас может ждать, если заурчит в очередной раз ненасытный моторчик властных реформ?

ХЛЕБОМ И НЕФТЬЮ ЕДИНЫМИ?

Пожалуй, самый впечатляющий пример наших достижений в постперестроечный период - успехи зерноводства. Передача земли в руки хозяев позволила России стать первым экспортером зерна в мире, есть чем гордиться.

Дальше начинается не просто эффективное использование чернозема, а создание современной инфраструктуры, а это уже техника, элеваторы, портовые терминалы, удобрения, семенной фонд... Другими словами, нужен переход к интенсивному ведению хозяйства, и тут-то проблемы всплывают на поверхность.

И главная в том, что выращиваемое и экспортируемое зерно на 4/5 фуражное, самое дешевое, из которого изготавливать качественные изделия невозможно (поэтому наш хлеб так крошится).

Урожайность зернобобовых в РФ - 26,2 центнера с гектара, в КНР - 57,6; в США - 75,2. Хотим ли мы достичь показателей конкурентов? Несомненно! Но для этого необходимо уже решение комплексных задач, включая совершенствование законодательной базы и финансирования.

А пока что в условных единицах соотношение национального дохода к территории страны следующее: РФ - 0,1 у. е., КНР - 1,87 у. е., США - 2,4 у. е.

После 25 лет развития рыночной экономики мы вынуждены вновь ее реформировать вследствие крайне низкой эффективности действующей модели. И нельзя при этом надеяться уже только на продажу сырья.

Да, нефть, газ, металлы - это «второй хлеб», если не первый, это основные наполнители бюджета, что подчеркивает низкую эффективность нашей экономики. Ее стержнем десятилетия является «нефтяная игла», слезть с которой никак не удастся.

Еще Хрущев ратовал не за поставку сырой нефти, а нефтепродуктов, за строительство на получаемую валюту заводов по переработке, а не ее проедание, за укладку новых нитей трубопроводов. За 60 лет положение не изменилось, и госкорпорации этому только способствуют, работая на самообогащение.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СВЕРХУ И БИЗНЕС

Если в плане производства продуктов питания мы сумели заместить существенную часть импорта, то в области технологий «пальмовое масло», увы, не помощник.

Под Питером «Форд» собирает автомобили, по сути, это огромные автоматизированные склады и поточные линии с отверточной сборкой. За десять лет менеджеры смогли организовать производство резиновых ковриков и брызговиков.

Уровень роботизации в промышленности показывает нашу технологическую отсталость. На 10 тыс. работающих в промышленности в РФ приходится 2 робота, в КНР - 36, Южной Корее - 400.

Многомиллиардные бюджетные траты Роснано в основном дают результат на бумаге. Завод «Лиотех» стоимостью 15 млрд рублей, выпускавший литийионные аккумуляторы, обанкротился, как и поликремниевый проект Nitol, создание батарей «Солнечный ветер» и другие.

Примеры можно продолжить, но суть ясна. По недавним опросам, две трети бизнесменов средней руки оценили положение дел в их «епархии» как катастрофическое. А без частной инициативы, увы, махину необходимых стране структурных реформ мы с места не сдвинем.

Хотелось бы верить, что сейчас политическая воля появилась: цели ясны и задачи поставлены. Цена на нефть выросла до $80 за баррель, а Bank of America уже в 2019 году прогнозирует ее рост до $100. Предпосылки для этого имеются.

Трамп, разорвав с Ираном ядерную сделку, способствует росту цен. Оставшись без иностранных технологий, Иран будет сидеть на своих гигантских месторождениях, не имея возможности их монетизировать. Трамп помогает американским нефтепроизводителям и, не желая, помогает нам. При стабильности высоких цен можно выйти и из сделки ОПЕК+ и увеличить добычу.

Президент приказал обеспечить за шесть лет подъем экономики в 1,5 раза, что возможно при ежегодном росте ВВП на 5,5-6%. Но устойчивого роста без вовлечения частных капиталов добиться невозможно.

В условиях незащищенности прав собственников высочайшая монополизация экономики отторгает конкуренцию и ведет к коррупции, снижению эффективности вложенных средств. При нынешних ценах на нефть, может быть, средства на достижение «плановых» показателей и найдутся, но кто их будет реализовывать, если не частная инициатива, которой развяжут руки? Будут ли реально проводиться реформы или нас ожидает только их видимость?

Сергей Самарин,

к. э. н.

FOTODOM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.