Новости экономики и финансов
3607 | 0

Теракт над Египтом: что получат близкие жертв?

Теракт над Египтом: что получат близкие жертв?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Родственники жертв взрыва на борту А321 имеют право на возмещение морального ущерба от государства и на погашение страховых рисков. На что они могут рассчитывать и как ведутся подобные дела, «Мир новостей» выяснял у адвоката Давида Кухалашвили, у которого есть опыт аналогичных процессов.

- Давид, вы ведете несколько дел в зарубежных судах в интересах россиян, погибших в авиакатастрофах. Кто в таких случаях несет ответственность перед пассажиром?

- Для наступления ответственности причины авиакатастрофы никакого значения не имеют, будь это теракт, погодные условия, ошибка пилота или какие-нибудь аномальные явления. Авиакомпания всегда обязана возмещать пассажирам причиненный материальный и моральный вред. Воздушный кодекс РФ, а также международные соглашения обязывают все авиакомпании страховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами и третьими лицами.

Другое дело, что размер ответственности авиакомпании зависит от того, внутренний это рейс или международный. К примеру, в России положена обязательная страховая выплата в отношении погибших в размере 2 млн рублей, пострадавшим - не более 2 миллионов (точные размеры определяются постановлением правительства в зависимости от полученных травм). Багаж компенсируется в размере 600 руб. за 1 кг сданного багажа, а за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости (если ее нельзя установить, то сумма возмещения будет не выше 11 тыс. рублей). Возмещаются также стоимость билета и  расходы на погребение.

Но часто родственники погибшего пассажира считают, что их реальный моральный и материальный ущерб больше, чем выплаченная страховая сумма, и подают в суд на авиа­компанию и страховую компанию. Поэтому важно знать размеры страхового покрытия.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД ОЦЕНИВАЮТ ДЕШЕВО

- Кстати, появилась информация, что родственники пассажиров самолета могут рассчитывать не на 2, а на 22 млн рублей...

- Я видел комментарии моего коллеги адвоката Игоря Трунова о том, что каждый из 217 пассажиров разбившегося в Египте лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа» был застрахован на 22 млн рублей. Но пока сложно сказать, какой был предел страхового покрытия каждого пассажира. Обычно эту информацию авиакомпания и страховщики держат в тайне. Но это не означает, что в случае наступления страхового случая страховая компания обязана выплатить всю эту сумму родственникам. К сожалению, такого никогда не случается. Нужно доказывать, что реальный ущерб родственников больше, чем полученная двухмиллионная выплата.

Во-первых, размеры морального вреда законодательно у нас не определены - это решает только суд. Согласно судебной практике по аналогичным делам, в качестве компенсации можно получить не более 300 тыс. рублей. Во-вторых, можно взыскать компенсацию за потерю кормильца. Но если иждивенцев нет, сами понимаете...

- Какие существуют нюансы в ходе получения компенсации?

- Страховщики всегда действуют в своих интересах: выплатить как можно меньше и быстрее закрыть дело. Предлагая дополнительную компенсацию,  страховщики требуют утверждения мирового соглашения в суде. А подписав таковое, пострадавшие теряют право требовать что-либо от авиакомпании. В последнее время страховщики стали заодно требовать от родственников жертв, чтобы те отказались и от претензии, и от исков в отношении иностранных компаний, которые должны нести самостоятельную ответственность. Лучше не вестись на такие уговоры. Кроме того, российское законодательство не дает возможности взыскивать большие суммы, поэтому мы всякий раз пытаемся вывести дело за пределы российской юрисдикции.

Так, в Иркутске несколько лет назад был первый случай, когда на территории РФ разбился самолет иностранного производства, что дало нам возможность обратиться в иностранный суд. Мы подавали иск в суд Нью-Йорка против собственника разбившегося самолета Airbus Leasing и авиакомпании S7. В тот момент Воздушный кодекс РФ не преду­сматривал двухмиллионной страховой выплаты, и поэтому у родственников погибших не было никакой возможности получить достойные компенсации в рамках российской юрисдикции. А в американском суде мы смогли достичь подписания мирового соглашения с британской перестраховочной компанией. Я не имею права назвать точные размеры компенсаций, но могу сказать, что они составили несколько сотен тысяч долларов.

- Есть ли разница между подобными делами в случаях гибели самолетов в России и в тех случаях, когда это были зарубежные авиакатастрофы?

- По авиационным делам мы работаем с одной из ведущих американских юридических фирм. Мы совместно представляли, например, интересы граждан РФ, которые погибли в авиакатастрофе самолета авиакомпании Air France, выполнявшего рейс по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж. Самолет разбился над Атлантическим океаном в 2009 году. Иски были поданы в суды США, Бразилии и Франции. В итоге мы смогли договориться с юристами страховой компании и российская семья получила компенсации в размере более миллиона долларов США! В Америке вообще учитывается, как человек погибает: если он заживо горит и испытывает ужасные страдания, то ему (или его родственникам, если он не выжил) выплачиваются гораздо большие суммы.

- Версия о теракте в небе Египта подтверждается...

- Тогда ответчиком может стать и аэропорт Шарм-эль-Шейха.

ВПЕРЕД, ЗА АМЕРИКАНЦАМИ!

- Как вы считаете, нужно ли менять наше законодательство, чтобы близкие жертв авиакатастроф получали достойные компенсации?

- Во-первых, нужно увеличить сумму страховой выплаты. Когда была введена страховая выплата в размере 2 млн рублей, она была эквивалентна 80 тыс. долларов США. Сейчас она равна всего 30 тысячам. Во-вторых, нужно полностью отказаться от того компенсационного законодательства, которое мы сейчас имеем. Нынешний закон несправедлив. К примеру, погибает молодой человек, у которого осталась только мама, которая работает, имеет свой собственный доход, но до выхода на пенсию ей остается три месяца. В таком случае в связи с тем, что в момент гибели сына мать работала, она не считается иждивенкой и ей не полагается компенсация за потерю кормильца. Когда женщина через три месяца станет пенсионеркой, ее материальное положение без помощи сына резко снизится. То же самое можно сказать и по несовершеннолетним иждивенцам, которые имеют право на получение компенсации за потерю кормильца до момента достижения ими 18-летнего возраста. Законодатели не думали о том, на что жить этой категории после 18 лет, ведь им нужно еще учиться, чтобы получить профессию.

Я бы предложил идти в этом вопросе за американцами. Нужно брать годовой доход погибшего и умножать на количество лет, оставшихся до выхода на пенсию. Также нужно предусмотреть коэффициенты увеличения компенсации через каждые три-четыре года. И выплачивать компенсацию нужно независимо от того, считаются родственники иждивенцами или нет.

Чем больше компенсаций придется выплачивать виновникам, тем больше денег они будут вкладывать для обеспечения безопасности полетов.

Марина Ленина

Фото ТАСС/А. Демьянчук

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.