На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец отчитывалась в Совете Федерации о достижениях социального блока правительства. В качестве главного назвала сохранение программы материнского капитала до 2017 года. Казалось бы, россиянкам, подумывающим о рождении второго, а то и третьего ребенка, можно кричать «ура» и «в воздух чепчики бросать». Так они, по Грибоедову, наверняка и поступили бы, если б за выступлением г-жи Голодец мгновенно не последовали разъяснения Минфина и Минэкономразвития и даже собственного г-жи Голодец аппарата.
В Минфине ее заявление назвали «преждевременным», пока, мол, программа маткапитала на 2017 г. не продлена. В аппарате вице-премьера напомнили, что деньги в бюджет на эти цели заложены только на 2016 г., т.е. на выплаты могут рассчитывать лишь матери, родившие детей до 1 января 2017 г. Что дальше, неведомо. Программу принимали в 2006 г. сроком на 10 лет. Чтобы ее продлить, нужны изменения в законодательстве. Между тем соответствующий законопроект пока даже в правительство не внесен. Подобная медлительность парламентариев выглядит странно в контексте заявлений первых лиц государства. О том, что выплаты материнского капитала, скорее всего, продлят и после 2016 г., заявлял Дмитрий Медведев. До него в конце прошлого года в подобном же духе на форуме Общероссийского народного фронта говорил Владимир Путин. По его словам, правительство России планирует продлить срок выплат маткапитала до 2025 г.
Вероятно, имеет смысл напомнить, что маткапитал выдают с 2007 г. По информации Минтруда, за это время программой воспользовались более 5 млн российских семей. В 2013 г. Пенсионный фонд потратил 237 млрд рублей на выдачу материнских капиталов. Всего с 2007 г. на эти цели было израсходовано 720 млрд. Есть ли прок от таких затрат? По словам Ольги Голодец, за восемь месяцев этого года прирост населения составил 15 тыс. человек. Впервые за всю постсоветскую историю в России начало больше рождаться, чем умирать. Не последнюю роль в положительной демографической динамике, по мнению экспертов, играет программа маткапитала. Ну и замечательно! Населения огромной стране катастрофически не хватает. Что для 1/7 части суши какие-то 146 млн? Но не тут-то было! Есть задачи стратегические, а есть злоба дня, стремление свести концы с концами в условиях крайне неблагоприятной политико-экономической конъюнктуры - санкций Запада, падения нефтяных цен и проч. Главный скупердяй страны Минфин всячески стремится экономить, искать новые источники пополнения бюджета. Отсюда заморозка накопительных пенсий, введение сборов за право заниматься малым бизнесом (извоз, общепит и т.д.), повышение платежей в Фонд обязательного медицинского страхования, львиную долю которых, согласно официальным заявлениям, «проглотит» федеральный бюджет. Что же, нет других способов сэкономить, пополнить казну? Может, наконец окоротиться с проведением бесконечных Олимпиад и чемпионатов, все больше напоминающих пир во время чумы? Или прекратить наращивать зарплаты чиновников? «МН» писал уже, что к 2018 г. госслужащие федерального уровня будут получать вдвое больше, чем сегодня. На эти цели в 2015-2017 гг. планируется выделить 462 млрд рублей. Почти полтриллиона! Сумма, сопоставимая с расходами на программу маткапитала за семь лет ее существования. На матерей даже меньше, чем на чиновников тратят - в расчете на год. Нет, на чиновников, «братьев по разуму», Минфин не покушается. Это святое! Лучше не продлит финансирование программы маткапитала. Подведут под это теоретическую базу - доказать при желании можно все, даже то, что Земля не шар, а огурец. Скоро выяснится, что женщины наши готовы рожать и без всяких маткапиталов - из чистого патриотизма. Это похвальное намерение наверняка засвидетельствуют результаты соцопросов. Так что судьбу маткапитала предсказать несложно, как и многих других обязательств нашего социального (по Конституции) государства.
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевский