Российские власти встревожены поведением зарубежных поставщиков продовольствия. Воспользовавшись ситуацией, «разрешенные» экспортеры безбожно вздувают цены.
«Обеспокоенность вызывает резкое увеличение ценовой политики на поставляемую продукцию со стороны бразильских экспортеров», - сообщает, в частности, Россельхознадзор. Соответствующие претензии высказаны главой ведомства Сергеем Данквертом секретарю Бразилии по международным отношениям в агробизнесе. ФАС направила властям Фарерских островов письмо с просьбой обуздать аппетиты местных торговцев дарами моря. Похожие рваческие наклонности демонстрируют и прочие «друзья России», вызвавшиеся заменить попавших под санкции недругов. Все вполне соответствует популярной в деловом мире фразе «ничего личного - просто бизнес», у которой есть замечательный российский аналог - пословица «дружба дружбой, а табачок врозь».
ПО БРАЗИЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ
«Уважаемый Владимир Владимирович! В мясоперерабатывающей отрасли разразился кризис высоких цен на сырье, который грозит перерасти в отраслевой дефолт...» В своем открытом письме президенту Национальный союз мясопереработчиков жалуется, с одной стороны, на поднявших цены поставщиков-смежников, с другой - на торговые сети, «заморозившие», следуя «рекомендациям» властей, «процессы принятия новых цен». Покупателям, правда, эта заморозка почему-то не видна. Видно как раз обратное - лавинообразное подорожание продуктов. Но можно понять и мясопереработчиков: их выручка падает еще быстрее, чем растут цены в магазинах.
Точно такие же проблемы испытывают сегодня те, кто занимается переработкой рыбы, птицы, молока, овощей... Выигрывают от санкций пока лишь производители сырья. Причем наиболее жирные сливки снимает отнюдь не российское крестьянство.
Что касается мяса, то ключевым зарубежным поставщиком в мясном секторе стала после введения санкций Бразилия. Чем и не преминула воспользоваться. По данным руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, с момента объявления эмбарго цены на куриные окорочка made in Brazil выросли в полтора раза - с 1,35-1,4 до 2-2,2 доллара за кило. Бразильская свинина подорожала более чем на 20%, а некоторые части туши еще больше.
«Это бесстыдство: Украина, Азербайджан, Армения, Грузия и многие другие страны получают бразильскую свинину на четыре доллара дешевле!» - возмущается представитель компании Smithfield Foods Эрик Картвелишвили.
Столь же ушлыми оказались соседи бразильцев, поставщики из Парагвая, также занимающего весьма важное место в продовольственном обеспечении России (24% импорта говядины). Но несколько перегнули палку. По свидетельству главы Национальной мясной ассоциации, парагвайцы до того задрали цену, что российские импортеры вообще отказались покупать у них мясо. Да что там далекие Парагвай с Бразилией! Братья-белорусы и те не удержались от соблазна нагреть руки: тамошние поставщики подняли цены на мясо и птицу минимум на 10%. В целом же, по данным Национального союза мясопереработчиков, мясной импорт подорожал после введения санкций на 15%.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Не менее, а, пожалуй, даже более сложная ситуация складывается с дарами моря. В 2013 году иностранное происхождение имело 32,2% проданной в России рыбы. При этом больше половины импорта - 51% - приходилось на державы, попавшие под продуктовые санкции. На первом месте была Норвегия, обеспечивавшая почти треть - 32% - ввозимых объемов. Сегодня на роль главного поставщика рыбы претендуют Фарерские острова. В 2013 году в Россию было отправлено 70 тыс. тонн фарерской рыбы, в этом, по оценкам экспертов, будет закуплено вдвое больше. Но, как нетрудно догадаться, по уже совершенно другим ценам.
После введения санкций атлантический лосось, он же семга, предлагаемый фарерцами нашим импортерам, подорожал с 6 до 10 долларов за кило. Соответственно в российских магазинах мороженая фарерская семга поднялась в цене с 500 до 900 рублей за килограмм. «Нигде в мире таких цен на лосося нет», - кипит от возмущения исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. Для сравнения: в Норвегии средняя оптовая цена на семгу упала до пяти долларов за килограмм. Но в Норвегии мы покупать теперь не можем. А там, где можем, с нас, выражаясь доходчивым языком, дерут три шкуры: стремительно растут цены на чилийскую семгу, эквадорского тунца, турецкого морского окуня...
Несколько лучше обстоят дела с овощами и фруктами. От географии новых поставок воистину разбегаются глаза: Сербия, Македония, Иран, Китай, Тунис, Марокко, Индия... Тут, однако, возникла другая проблема. Качество плодоовощной продукции. Оно, уверяют чиновники, не только не пострадало, но даже улучшилось. Единственный ее минус - то, что она «не может долго храниться и быстро теряет товарный вид». Короче говоря, «наличие естественных «дефектов» на плодах - нормальное явление».
Вкусной и полезной была недавно признана Россельхознадзором и китайская свинина: запрет на импорт хрюшек из Поднебесной отменен. Введен он был более 10 лет назад и периодически продлялся. В последний раз (дело было три года назад) российских контролеров не устроило то, что на многих китайских фермах свинок подкармливали кленбутеролом - регулятором мышечной и жировой массы, крайне небезопасным для человеческого организма. Кое-какие ограничения, правда, остаются. Стоит вспомнить, например, что в прошлом году Роспотребнадзор настоятельно рекомендовал россиянам воздержаться от употребления продуктов из говядины и баранины, произведенных в КНР, «в связи с возможным содержанием в них мяса лисиц и крыс, являющихся природным резервуаром возбудителей ряда опасных инфекционных заболеваний». Но нельзя исключать, что вскоре падут и эти барьеры. Ведь, если вдуматься, крыса тоже «выращена в естественной среде»...
Андрей Владимиров
Фото odnagazeta.com